Потребительский рынок. Особенности региональных потребительских рынков. Виды рынков и их классификация

Страницы работы

Фрагмент текста работы

труда, рынком информации, рынком недвижимого имущества, финансово-кредитным рынком), во многом определяя их состояние и развитие. Сегодня он представляет собой реальный экономический плацдарм  перехода к рыночной экономике. Поэтому для успешного осуществления потребительским рынком его функций и обеспечения эффективного воспроизводственного процесса необходимы следующие условия:

·  экономическая свобода;

·  многообразие форм собственности;

·  наличие достоверной и полной информации о рынке у его субъектов;

·  свобода ценообразования;

·  развитие конкуренции, свобода выбора партнеров рыночных отношений и цивилизованные формы взаимоотношений партнеров;

·  создание механизма социальной защиты населения, прав потребителей;

·  формирование и развитие инфраструктуры потребительского рынка.

Все эти условия проявляются в большей или меньшей степени на региональном рынке, отражающем специфику конкретной территории.

2.2. Особенности региональных потребительских рынков

Объективно развивающаяся территориальная организация производства порождает подобную ей территориальную организацию всего рынка. Поэтому внутренний потребительский рынок следует рассматривать с двух сторон:

n  как совокупность товарных рынков (рынков отдельных товаров);

n  как совокупность региональных (территориальных) рынков.

Товарный рынок представляет собой сферу обращения отдельного товара или группы потребительских товаров, выступающих как продукт отдельных отраслей производства. Региональный потребительский рынок - это часть внутреннего рынка, то есть рынок отдельной республики, области, края, района и т.п. Наличие таких рынков обусловлено территориальным разделением труда, специализацией регионов, их природно-климатическими условиями, национально-бытовыми традициями и т.д. Региональный и товарный рынки тесно взаимосвязаны между собой: товарные рынки развиваются в рамках региональных, а те, в свою очередь, воздействуют на развитие товарных.

Многообразие всех экономических отношений на региональных потребительских рынках между продавцами и покупателями можно подразделить на две группы:

n  отношения, складывающиеся внутри региона - внутрирегиональные связи;

n  отношения между отдельными регионами - межрегиональные связи.

Выделение данных групп экономических отношений на региональных потребительских рынках обусловлено существованием двух взаимосвязанных тенденций развития регионов.

Во-первых, усиление межотраслевой интеграции и дифференциации регионального производства, расширение хозяйственной самостоятельности обусловливают определенную экономическую самостоятельность отдельных

Похожие материалы

Информация о работе