Краткий курс теории руководства: Учебное пособие, страница 7

В дальнейшем в исследованиях проблем руководства и управления стали успешно применяться методы конкретной социологии. К примеру, Э.Мэйо поставил эксперимент, в результате которого убедился, что коллектив может влиять на производительность своих членов и способен как повышать, так и понижать эффективность их труда. Если коллектив осознаёт, что повышение производительности выгодно, то на отстающих оказывается давление, им помогают, в крайнем случае, них избавляются. Если повышение производительности воспринимается как угроза коллективным интересам, санкциям подвергаются наиболее эффективные работники.

Знаменитые книги Дейла Карнеги представляют собой обобщение результатов типичной конкретно – социологической методики - включённого наблюдения. Карнеги рассматривает руководство с точки зрения создания благоприятных условий для общения и влияния (в нужном для себя направлении) на другого человека. При всей бесспорной пользе, которую принесет изучение его работ для любого руководителя, открытым остаётся вопрос: насколько это влияние благоприятно и выгодно для того, на кого оно направлено? Существует много методов, с помощью которых можно подчинить себе волю другого – гипноз, психокодирование, угроза насилия и так далее. Одно дело помочь человеку осознать свои подлинные интересы, и совсем другое – манипулировать им, понуждая действовать во вред себе. Карнеги интересует только вопрос: как повлиять, как уговорить? Можно ли это делать и зачем, его не волнует. Подразумевается, что чужое влияние всегда будет благотворным.

Итогом многочисленных исследований западных ученых стали теории менеджмента, где роль высокопрофессионального и эффективного управления абсолютизируется и оно рассматривается в качестве лекарства от всех болезней.

§ 5. Исследования организации управления и руководства в СССР

В 20-х годах двадцатого века выходило около двадцати журналов по проблемам организации и управления производством. Так, Ф.Р.Дунаевский изучал проблемы обоснованности управленческих решений. При этом было выявлено, что и в том случае, когда руководитель не отдает вовремя распоряжения, полагаясь на "творческую активность масс", и тогда, когда издается избыточное число распоряжений и инструкций, которые тщательно и мелочно контролируются, результаты руководства оказываются неблагоприятными.

В Москве был создан Центральный институт труда (ЦИТ), его директор А.К. Гастев выдвинул идею социальной инженерии и поставил задачу - превратить предприятие в социальную лабораторию, в которой бы проектировались и внедрялись новые методы организации труда. Так, вместо стихийного внедрения передового опыта впервые была предложена концепция сознательного и строго научного формирования организационных отношений. Среди других отечественных исследователей проблем научной организации руководства можно назвать Н.М. Керженцева и А. Ерманского.

И.В.Сталину и созданной им авторитарно-бюрократической управленческой системе научная организация труда показалась опасной и ненужной. В середине 30-х гг. все исследования в этой области были свернуты, журналы и институты разгромлены, специалисты репрессированы. В 1936 году специальным постановлением было запрещено применение психологических тестов.

В конце двадцатого века в СССР и социалистических странах вновь развернулись работы по изучению деятельности руководителей. Значительный практический интерес представляют книги И.П. Волкова, Е.С. Жарикова, Ю.Д.Красовского, И.С. Мангутова, А.М. Омарова, Г.Х.Попова, И.С. Скаржинского, В.И.Терещенко, В.М. Шепеля. Ценных результатов в разработке проблем психологии руководства добились психологи А.А.Бодалев, А.А.Ершов, А.И.Китов, А.Г.Ковалев, Л.Д.Кудряшова, Б.Д. Парыгин, А.А.Свенцицкий. Демократизация общественной жизни вызывала заметный рост числа публикаций по проблемам руководства и управления.

Контрольные вопросы

1. Почему политическое, а не хозяйственное руководство стало предметом исследования мыслителей античности и средневековья?