Краткий курс теории руководства: Учебное пособие, страница 3

Всякое сложное и важное для человека явление сначала познаётся им интуитивно. Только потом возникает теоретический аппарат, понятия, определения, правила, законы и исключения из них. Стадия развития, на которой находится деятельность по руководству людьми, как и стадия её философского и социологического осознания обществом, требуют теоретического обобщения огромного эмпирического материала. Такие попытки уже делаются, и настоящая работа представляет собой одну из них.

Проблема соотношения руководства и управления не так уж и проста. Сложно организованные биологические, технические и социальные системы нуждаются в управлении. Управление спасает систему от распада, дает ей возможность не только существовать, но и развиваться, обеспечивает достижение стоящих перед системой целей. Кибернетика раскрыла тайну управления, доказав, что оно всегда происходит как накопление, преобразование и передача полезной информации. Кибернетический подход, верно объясняющий многие события в соответствии с законами управления, безусловно, прав в общем, но в частности оказывается, что в организме одного животного информация циркулирует и обрабатывается не так, как в стаде тех же самых животных, а в коллективе людей помимо законов кибернетики обнаруживаются еще и социальные законы. Поэтому для того, чтобы управлять различными системами, нужно знать и специфические особенности их функционирования.

Для того чтобы подчеркнуть отличие деятельности по управлению людьми от деятельности по управлению вещами, т.е. техническими системами, и вводится термин "руководство".

Руководителю приходится иметь дело с противоречивыми желаниями, интересами и способностями. Вещи как объекты управления пассивны и предсказуемы, при управлении людьми мало просто учитывать их способности, только сделав коллектив полноправным участником процесса управления, руководитель может добиться высокой эффективности в труде.

В большинстве исследований отечественных специалистов по науке управления, впрочем, как и в многочисленнее западных работах по теории и практике менеджмента, и руководство и управление рассматриваются нерасчленённо, как одно явление. Но поскольку предмет управления и руководства существенно различен, можно говорить и о двух принципиально отличных видах деятельности - по управлению вещами и руководству людьми. В реальной работе руководитель совмещает эти виды деятельности, но если в области управления подготовку специалистов еще можно назвать профессиональной, то, как работать с людьми, у нас практически нигде и никого не учат. Неудивительно, что социологические исследования, проводимые среди молодых специалистов, неизменно указывают на большие трудности именно в этой области.

Таким образом, руководство – это такой вид управления, при котором и субъектом (управляющим) и объектом (управляемым) является человек или группа людей.

Масштаб объекта управления накладывает свой отпечаток на особенности этого процесса. Разумеется, семья, фирма и государство управляются несколько по-разному. Но, если вынести за скобки эти особенности, то окажется, что то, что осталось внутри этих скобок - процесс руководства и его важнейшие черты - не зависит от масштаба объекта. Более того, руководство не зависит и от области деятельности, в которой оно осуществляется. Во всех его сферах – в политике, экономике, бизнесе, военном деле и т.д., и т.п. руководство, в сущности, одинаково. Следовательно, на примерах руководства государством можно учить руководству семьёй, а примеры руководства в бизнесе переносить на военное дело и наоборот. Естественно, это касается только руководства, но никак не управления. Дело в том, что любой руководитель любого объекта имеет дело с ограниченным количеством ближайших подчинённых. Отношения, которые складываются между ними, оказывают влияние на всю пирамиду из начальников и подчинённых. В том случае, если руководитель занимает ключевую (определяющую подбор и увольнение кадров) должность, эти отношения определяют характер всей, подчиняющейся ему, управленческой системы.