Краткий курс теории руководства: Учебное пособие, страница 11

Механизмы контроля над управляющим со стороны собственника достаточно очевидны. Контроль со стороны коллектива чаще всего не формализован. Попытки выбирать хозяйственных руководителей были задуманы в СССР как средство, дающее коллективу право контроля над руководителем, что должно было заставить его отстаивать цели и интересы общества и той группы, которой он руководит, а не интересы бюрократического клана. К сожалению, в большинстве случаев выборы руководителей носили формальный характер, и многие руководители так и не осознали себя частью руководимого ими коллектива.

Цели и интересы группы, которой они руководят, могут быть для руководителя чужды. Столь же чуждыми для руководителя могут оказаться и общественные интересы и те цели, которые перед ним и руководимой им группой ставит общество. Происходит это тогда, когда руководитель (в той или иной степени) осознает себя частью иной социальной группы - группы руководителей - осуществляет ее узкогрупповые цели и интересы. К сожалению, ориентация в большей или меньшей степени сознательная, а чаще неосознанная части руководителей на бюрократические цели стала печальным и пока неизбежным фактом нашей действительности.

§ 8. Возникновение руководства и его функции

"...руководить...управлять, советовать, указывай, наблюдать, наставлять в чем, в деле, работе, труде..."

Толковый словарь В. Даля

"...тот только человек счастливым почесться может, который на пути своем совсем начальства избежать изловчится".

М. Е. Салтыков-Щедрин

Труд создал человека, но с самого начала это был совместный труд. Одновременно с превращением обезьяны в человека, первобытное стадо превращалось в первобытный коллектив, а доминирующий в стаде вожак становился руководителем этого коллектива. Без руководства совместная деятельность невозможна.

Наиболее жесткие формы руководство принимает тогда, когда люди не хотят работать, когда моральные и экономические стимулы не действуют, и единственным средством становится принуждение. Неудивительно, что у надсмотрщиков самой развитой функцией руководства стала функция надзора за работающими.

Стимулом в Древнем Риме называлась заостренная палка, которой погоняли животных. По-видимому, уже тогда стало ясно, что эффективность такого управления человеком, особенно если он занят высококвалифицированным трудом, невысока. Современный руководитель должен постоянно заботиться о том, чтобы заинтересовать своих подчиненных в труде. Для этого необходимо поощрять лучших и наказывать нерадивых. В этом заключается функция стимулирования.

Совместная работа нуждается в едином ритме. Конечно дирижирование симфоническим оркестром и знаменитое "Эй, ухнем" достаточно далеки друг от друга, но они относятся к одной функции поддержания единого ритма. Если руководитель не обеспечил своих подчиненных всем необходимым для работы, ни о каком едином ритме не может быть и речи.

Никакой, даже сами талантливый руководитель не в состоянии непосредственно и в одиночку управлять сотнями людей. Нормы управляемости зависят от характера производства, сложности труда и способностей руководителя. Экспертным путем установлено, что непосредственно руководителю можно подчинять: 4-7 работников, выполняющих различные функции; 21-40 работников, выполняющих одинаковые функции. 1)Теория управления социалистическим производством/ Под ред. О. В. Козловой. М. 1983.С.171.

Таким образом, простое конвейерное производство позволяет бригадиру или мастеру держать в поле зрения и распоряжаться 30-40 рабочими. Структура равного по численности участка при достроечных работах в судостроении существенно сложнее. Для того чтобы организовать труд такого же количества рабочих, занятых в разных отсеках, а то и на разных заказах, нужно создать бригады иди звенья, подобрать бригадиров или звеньевых и организовать эффективно действующую управленческую систему. Таким образом, задачей руководителя становится и поиск людей, способных и желающих руководить и создание с их помощью управленческой системы. Одну из этих функций можно назвать организаторской, другую - функцией подбора и воспитания кадров.