Краткий курс теории руководства: Учебное пособие, страница 35

Аттестации не подлежат те, кто работает в должности менее года; молодые специалисты, направленные по распределению, в течение трех дет после окончания учебного заведения; беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до одного года, руководящие работники, которые назначаются и освобождаются от должности вышестоящими органами, и аттестуются в этих органах. На практике это означает, что они вообще не аттестуются, так как у вышестоящих органов до их аттестации обычно, не доходят руки. Список должностей, по которым проводится аттестация, имеется обычно в организациях и включает в себя всех инженерно-технических и руководящих работников. Те, кто не подлежал аттестации, проходят ее во время следующей очередной аттестации, а те, кто не прошел аттестацию по уважительным причинам (болезнь, командировки), аттестуются на следующий год, вместе с теми, кто должен аттестоваться повторно.

Каждый аттестуемый должен быть заранее (не позднее, чем за год до аттестации) ознакомлен со своей должностной инструкцией. Не позднее, чем за неделю до аттестации ему представляется его характеристика, а после заседания комиссии он должен ознакомиться с ее решением. Любое ознакомление требует подписи с указанием даты. Перед началом аттестации составляется вопросник, по которому готовятся специалисты. На заседание комиссии аттестуемые приглашаются строго по одному, о времени заседания им сообщается заблаговременно. Те, кто не явился на заседание, приглашаются еще раз, если они не приходят и на это заседание без уважительных причин, их дела рассматриваются заочно.

По итогам обсуждения комиссия открытым голосованием принимает одно из трех решений: а) работник соответствует занимаемой должности; б) работник не соответствует занимаемой должности; в) работник соответствует занимаемой должности с условием повторной аттестации через год. Последнее решение принимается только при аттестации на производстве, при аттестации в НИИ и КБ могут быть приняты только первые два решения.

Работник, признанный не соответствующим занимаемой должности, может быть уволен по инициативе администрации, однако приказ о его увольнении должен быть издан не позднее двух месяцев с момента аттестации. Из практики известно, что те, кто не собираются оспаривать правомерность увольнения в суде, обычно стремятся уволиться за это время по собственному желанию. Как правило, администрация им в этом не препятствует. Переходят на другую работу и многие из тех, кому грозит повторная аттестация.

Кроме решения, комиссия может принять и ряд рекомендаций - зачислить в резерв, повысить в должности, направить на повышение квалификации. Кроме того, обычно высказываются пожелания, направленные на повышение деловых и личностных качеств работника.

Хотя на первый взгляд целью аттестации является выявление и устранение непригодных, на самом доле решается проблема, как подобрать каждому работнику такую работу, на которой он мог бы приносить максимальную пользу и себе и организации. Для этого нужно сравнить требования должности с социальным потенциалом личности.

§ 25. Социальный потенциал личности

"Разность промеж людей доходит временем до высочайшего градуса; отчего иные столь великие, что для покрытия головы своей сами до оной на цыпочки подниматься должны, а другие для того же к голове своей сами на колени опускаться принуждены обретаются".

Козьма Прутков

Чем выше культурный и образовательный уровень человека, чем он способнее и талантливее, том скорое он осваивает новую для себя работу, выполняя ее быстрее и лучше, чем те, кто развит хуже. Это мнение уже давно стадо общим местом, но, как и все законы здравого смысла, оно справедливо только в весьма ограниченных рамках. Как показали наши наблюдения, есть профессии, на которых лучше работают те, у кого ниже образование. Социально развитый человек весьма плохо приспосабливается к рутинной и нетворческой работе. Для того чтобы личность могла реализовать себя в труде, чтобы труд этот был эффективным, требования должности должны соответствовать потенциалу личности.