Краткий курс теории руководства: Учебное пособие, страница 4

Таким образом, руководство – это такой вид управления, который касается только отношений руководства и подчинения внутри социальной группы состоящей из руководителя и его подчинённых.

§ 2. История исследований в области руководства

Трудно назвать мыслителя прошлого, который не рассматривал бы в той или иной работе проблемы руководства. Интересовало их преимущественно не хозяйственное, а политическое руководство, где эта деятельность ранее, чем в других сферах, приобрела вполне законченные и профессиональные формы. Историки, составляя жизнеописания великих людей, описывали чаще всего именно дела руководителей – политических и военных. Поэтому не случайно классическое образование обращало такое внимание на знание истории. На примерах своих предшественников руководители учились своему делу. Одновременно с практикой описывать лучшие и худшие образцы этой деятельности делаются первые попытки дать её теоретическое обоснование.

Платон много сил отдал на то, чтобы превратить тиранов Сиракуз Дионисия Старшего и Дионисия Младшего в образцовых правителей-философов, создать образцовую управленческую систему (диалог "Государство"). Но старания философа оказались безуспешными, а Дионисий Старший даже продал его в рабство. Горький опыт общения с тиранами привел Платона к мысли, что не столько беззаконие и "нечестие", сколько дерзкое невежество пагубно для руководителя. Действительно, интеллект, образованность, честность совершенно необходимы для эффективного руководства, однако сами по себе, без других качеств, они могут оказаться совершенно недостаточными.

Аристотель был воспитателем Александра Македонского, и его деятельность по подготовке выдающегося руководителя из заранее намеченного кандидата оказалась успешной. Пожалуй, это редкое исключение только подтверждает правило, что при формировании личности руководителя отбор потенциально способных значит не меньше, чем их дальнейшая подготовка. Александр Македонский добился невиданных и, пожалуй, непревзойдённых успехов. Но он возомнил себя богом, перестал считаться с коллективом соратников, потерял эффективные ценностные ориентации. Смерть спасла великого завоевателя от потери всего, что он достиг.

Сенека создал учение, призывавшее к скромности, честности и праведности. В своей жизни он вовсе не считал нужным следовать этому учению. Его воспитанником стал один из самых плохих руководителей, известных в истории, - Нерон, который и приказал, в конце концов, своему воспитателю умереть. Расхождение слова и дела всегда пагубны для руководителя, а его моральная деградация обязательно ведет к деградации профессиональной.

Первым, кто не связывал политику и руководство с моралью, был Н.Макиавелли. Как ни странно, исследование действительных целей и подлинных средств, которые реально применяли руководители, вызывало у многих из них жгучую ненависть. И чем неправеднее, корыстнее были их цели, чем отвратительнее оказывались средства, тем сильнее клеймили эти политики "макиавеллизм". По-видимому, тот, кто срывает лицемерный камуфляж "благовидных предлогов" всегда будет ненавистен плохому руководителю.

Изучая деятельность таких руководителей, как папа римский Александр VI (Борджиа) и его сын Цезарь, Макиавелли создаёт своё великое произведение (Государь). Кажется, эта коротенькая книжка не устареет никогда – она и сегодня вызывает такие же острые споры и ненависть, как и 500 лет назад.

По нашему мнению в этой работе есть одна загадка. Макиавелли посвящает книгу Медичи, тирану Флоренции, человеку, который лишил его всего – положения, средств, унизил и отправил в ссылку, подверг пыткам по подозрению в заговоре, а, главное отнял свободу у родины, уничтожив Флорентийскую республику. Анализ книги с точки зрения теории руководства показывает, что вместе с наблюдениями глубоко верными и советами, совершенно правильными, в ней встречаются рекомендации, губительные для слабого руководителя. Сделано это абсолютно незаметно, поскольку в этих рекомендациях негативные черты, свойственные слабому руководителю выдаются за добродетель, и даётся совет как их усиливать и развивать. И вот, уже пятьсот лет тираны и деспоты всех мастей и калибров хватаются за прекрасный кинжал – книгу Николо Макиавелли «Государь», но кинжал отравлен, и яд у него не на лезвии, а на рукояти.