Краткий курс теории руководства: Учебное пособие, страница 21

5. Согласны ли Вы с тем, что авторитарный и либеральный слабые руководители руководят, не имея подлинного авторитета?

6. Есть ли смысл в высказывании: "Человек - это стиль"?

Глава IV. МОДЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

§ 16. Деловые качества руководителя

"... самое главное для государя - постараться всеми своими поступками создать себе славу великого человека, наделенного умом выдающимся".

Н. Макиавелли

Исключительно высокие требования к личности руководителя связаны с том, что для успешного руководства нужен авторитет. Если какой-нибудь проступок или недостаток подорвет авторитет руководителя, то сильный руководитель рискует превратиться в слабого и, кто знает, удастся ли ему когда-нибудь вновь вернуть утраченное уважение. К тому, что говорилось выше об авторитете, можно добавить следующее определение: уровень авторитета руководителя - это представление коллектива о степени соответствия руководителем занимаемой им должности.

Поскольку любой недостаток руководителя может оказаться губительным для эффективного руководства, рассмотрим важнейшие из них.

Чаще всего причина слабого руководства в недостатке способностей к этой деятельности. Всем известны музыкальные, математические, художественные способности. Но изучение деятельности руководителей ленинградским психологом Л. Д. Кудряшовой1)  Кудряшова Л.Д. Каким быть руководителю. Л., 1986. показало, что можно обнаружить и способность к управленческой деятельности (ОСУД - общая способность к управленческой деятельности). По этой теории способность к управлению связана со способностью личности интегрировать (совмещать, собирать воедино) свои разнородные и разнообразные интересы. Дело не только в том, что тот, кто умеет управлять собой, справится и с другими. Личность каждого человека - и чем богаче эта личность, тем это заметнее - представляет противоречивое единство различных желаний и интересов. Чем успешнее разрешаются эти противоречия, чем глубже, богаче и гармоничнее эти интересы, тем выше способность к управленческой деятельности. ОСУД никак не связана о инженерными способностями, но высокий ее уровень указывает на определенные способности к научной, теоретической деятельности.

Л. Д. Кудряшова считает, что управленческие способности развиваются в основном в первые 2-4 года работы руководителя. Не исключено, что когда-нибудь и появятся методы формирования способностей к руководству, но пока таких способов нет. Существующие программы обучения восполняют пробелы в знаниях о коллективе, о людях и предмете управления; психологический тренинг позволяет быстрее набрать опыт руководства и приобрести некоторые умения и навыки, но если у человека нет способностей, то все равно особых успехов от его руководящей работы ждать не приходится. Впрочем, чем сложнее работа, тем выше должны быть и управленческие способности.

Талантливые руководители встречаются нечасто, у большинства из них способности средние и даже посредственные, поэтому организаторский талант - это ценнейшее общественное достояние. Тем, кого привлекает деловая карьера руководителя, нужно посоветовать, как можно раньше начать формирование собственной личности, развивать и углублять духовные интересы и потребности, сочетать спорт и эстетическое воспитание, литературу и техническое творчество. Чем разностороннее и глубже будут Ваши интересы - тем лучше.

Вообще говоря, требования к личности руководителя очень высоки. Ф. Тэйлор важнейшими качествами руководителя считал ум, образование, специальные и технические познания, физическую силу и ловкость, такт, энергию, решительность, честность, рассудительность, здравый смысл и крепкое здоровье. Несомненно, что перечисленные качества вряд ли помешают не только руководителю, но и любому человеку.