Краткий курс теории руководства: Учебное пособие, страница 19

3. Авторитет - это способность влиять на деятельность других людей, не прибегая ни к праву, ни к насилию. При этом не происходит сколько-нибудь существенного ущемления личного или группового интереса. Если Вы с удовольствием и радостью выполняете просьбу уважаемого Вами человека, по большей части понимая к тому же, что действуете на пользу и себе, и обществу, то это и есть проявление авторитета. Если руководитель всегда вынужден заставлять своих подчиненных исполнять его распоряжение под страхом неминуемого наказания или ссылаясь на свое право отдавать такие распоряжения, его авторитет основательно подорван, а может быть, его и вообще не существует.

Надо отметить, что еще совсем недавно термин "авторитет" понимался несколько иначе, как синоним термина "власть". Именно так рассматривал его Ф. Энгельс в своей работе "Об авторитете". На прежнем понимании авторитета основывается этимология слова "авторитарный".

Три способа осуществления власти соответствуют трем стилям руководства и трем способам разрешения основного противоречия руководства.

Авторитарный стиль основывается на насилии, либеральный - на праве, а демократический - на авторитете. Если у руководителя нет авторитета, а это бывает, и нередко, то демократический стиль для него недоступен и он вынужден демонстрировать либеральный и авторитарный стили.

Наблюдение автора над значительной группой руководителей показало, что и из двух оставшихся стилей неавторитетный руководитель вынужден избрать только один. По-видимому, это зависит от воли. Если она есть, то с ее помощью часто пытаются компенсировать все остальные недостающие качества, знания и способности. Безвольному руководителю остается только опираться на традиционные правовые отношения, уговаривать и упрашивать подчиненных. В обоих случаях единственно доступный стиль принимается за универсальный.

Таким образом:

 авторитарный стиль, это подавление интересов личности с помощью насилия;

либеральный стиль, это подавление интересов группы (и общества) с помощью права;

демократический стиль, это сочетание интересов личности и группы (и общества) с помощью авторитета.

§ 15. Особенности сильных и слабых руководителей

"Ладно, коли сам все умеешь; не ладно, коли сам все делаешь"

Пословица.

Изучив большую группу руководителей, ленинградский психолог Л. Д. Кудряшова пришла к выводу, что существует общая способность к управленческой деятельности и уровнем этой способности разные руководители заметно отличается друг от друга. Тот, чья способность к управленческой деятельности существенно ниже среднего для данной деятельности уровня, считается слабым руководителем, а работник с высоким уровнем способности - сильным.

Как показали исследования автора данного пособия, сильные и слабые руководители формируют в своей деятельности определенную модель поведения, по которой их можно определить и без применения сложного психологического тестирования. Оказывается, термины "сильный" и "слабый" руководитель верно определяют реально существующую в деятельности и мышлении руководителя зависимость между его способностями, знаниями, качествами и требованиями, которые предъявляются к работнику должностью. Эти понятия выражают связь способностей, авторитета и стиля руководства.

Несмотря на то, что дальше в пособии названные понятия будут конкретизированы, представляется целесообразным дать их общее определение.

Сильным можно назвать руководителя, чьи способности, компетентность, уровень управленческой культуры, отношение к делу и подчиненным позволяют завоевать высокий авторитет в коллективе. Поэтому он во всех случаях использует стиль, адекватный уровню коллектива и управленческой ситуации. Благодаря тому, что он успешно привлекает столь же способных руководителей на все должности в возглавляемой им организации, под его руководством обычно (при нормальных условиях) возникает демократическая управленческая система. Прислушивается к мнению коллектива, но не идет у него на поводу.