Хозяйственная реформа. Методология общественных изменений (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 24

Второй вопрос еще более сложный. Поскольку это жилье строилось одинаковым для всех, то у нас стандартная ситуация состоит в том, что в одном и том же доме в одной квартире человек способен платить 100% и готов на самом деле платить даже 150%, если ему лучше все сделают, у другого льгота, а третий вообще не платит и платить не собирается. Что с этим делать? Коммуникации-то построены одни на всех - и это, кстати, основное свойство инфраструктуры - а пользуются ими по-разному. А мы не можем привести механизм пользования в соответствие с тем, как это происходит. Какие здесь выходы из этой ситуации?

Немцов в свое время громко пообещал, что мы очень быстро увеличим до 100%. На этом все, кроме политических решений, и заглохло, потому что фактически нигде нет механизма (кроме некоторых городов, говорят, я еще проверю) - нет механизма разрешения этой проблемы. Хотя в принципе он, конечно, есть и состоит в нескольких неприятных вещах. Первое: хотим мы этого или не хотим, но это население придется разделить. И вопрос только в том, произойдет это само собой или при участии государства. Как это само собой происходит, вы знаете. Образуются богатые районы, в которые съезжаются более или менее состоятельные люди, они покупают жилье, какое-то время живут вместе с бомжами, потом им надоедает это дело - они начинают ремонтировать подъезды, выясняется, что их все равно гадят, потом они пытаются как-то выселять, предлагают деньги, чтобы те уехали в какой-то другой район и т.д. Постепенно такие районы формируются. Но если что-то рвется и все заливает, то возникает ситуация: этот платил, но ему не чинят, потому что денег не хватает. А этот не платил, у него льется, и бог с ним. А этот говорит: и не заплачу ни за что, я ветеран войны, я не за это воевал. Ситуация становится тупиковая.

В принципе, эта проблема выделения разных регионов с разным уровнем сервиса, с разным уровнем цен и с разным уровнем коммуникаций и обслуживания решается. Другое дело, что она решается на протяжении довольно долгого времени: нужна и законодательная база, и прочее. Кстати, в Латвии эту штуку со стопроцентной платой и со всеми вытекающими последствиями приняли сразу. Что у них получилось? Сейчас они на самом деле к этой структуре подошли. Но там у них сразу было принято законодательство о должниках: их выселяют в более дешевые квартиры, продавая эту квартиру за ту цену, которая есть, но их выселяют насильно, с полицией, фиксируют долг, накладывается арест на имущество и т.д. Другое дело, что там сразу образовались районы, которые просто целиком не платят или платят всякими смешными способами (например, платят часть - положено 40 лат, а платят 20, значит, факта неплатежа нет, и так они "ошибаются" на протяжении года, двух). Тогда начинают отключать все районы целиком, вынуждая состоятельных людей просто оттуда бежать. И они бегут в другие районы. То есть у них очень жесткая насильственная система перемещения людей и распределения их по тем категориям, по которым они способны платить. Потому что если здесь образуется район, в котором люди способны платить и платят, то здесь в первую очередь модернизируется вся система коммуникаций и прочие разные вещи.

Второй момент, который выясняется: естественно, когда кто-то попадает в район более или мене обеспеченный, для них этот вопрос взаимодействия с поставщиками становится центральным, потому что они не хотят платить столько, сколько им скажут, они хотят платить за столько, сколько они сожгли. Этот вопрос фактически решается только одним образом: разрушается эта связь с ЖКХ, и они начинают договариваться и платить напрямую. Но для этого должны быть созданы - и они будут в конце концов созданы - какие-то местные структуры самоуправления, чтобы система услуг шла не через госструктуры и  муниципальные структуры, которые работают совершенно одинаково, а по заказу. Таким образом, приватизация сферы ЖКХ - это тоже один из ключевых моментов.