Хозяйственная реформа. Методология общественных изменений (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 14

Например, сейчас есть проблема банкротства. Банкротить предприятия или нет? На самом деле понятно, что эти предприятия банкротить нельзя и бессмысленно. Вместо банкротства вы добьетесь остановки. Но это означает, что вся цепочка останавливается. Губернаторы понимают, что область рухнет, мэры понимают, что города остановятся и т.д. И как бы все замораживается. Но поскольку процедура банкротства есть, то самоорганизующиеся структуры начинают это использовать для другого - они начинают пытаться эти цепочки вычленять и выдергивать. Например, есть такая совершенно легальная организация "Альянс", Бажанов ее возглавляет. Вот он совершенно профессионально занимается банкротством предприятий в больших масштабах. У него где-то с полтора десятком областей просто официальные договоры. Как они делают? Они делают это не с точки зрения увеличения производства, а за счет вычленения тех предприятий, с которых они могут получить. Будут они работать, не будут - это уже вопрос бизнес-риска, сложная довольно схема. Но начинают этим заниматься. Но не факт, что они занимаются увеличением производства. Ведь вы знаете такой биржевой закон: когда идет падение, надо играть на понижение, и это гораздо более выгодно, чем если вы начнете играть на повышение. Если у нас экономика падает, то почему вы думаете, что люди глупые и будут работать на подъем, если все вместе падает? Это все равно, что на тонущем корабле подпрыгивать Этот корабль все равно тонет, а вы с него спрыгнуть не можете. Значит, надо играть на понижение. Но это вы лично выиграете. Выиграет ли все это вместе - это уже вопрос для многих теоретический.

Из зала: В регионах разные соотношения наличных денег и взаимозачетов. Если какой-то регион значительно повышает обороты денег, он делает это за счет других регионов или просто раскручивает этот мультипликатор у себя? Например, у нас в "Новосибирскэнерго" значительно повысился сбор наличных денег - чуть ли не до 80 процентов, в "Омскэнерго" - меньше 20. Как выглядит этот процесс в общей системе?

Попов С.В.: На это в общем виде довольно трудно ответить. По регионам такая, примерно, картина. На самом деле эти межрегиональные связи работают и в одну, и в другую сторону. Потому что, например, по алюминию вся долговая часть скапливается в Новосибирске, а не там, где получают доход, в Братске. По другим схемам - в обратную сторону. Но тут ведь еще и ситуация такая, что сами регионы этот процесс даже контролировать не могут. А потом есть регионы, которые уже окончательно превращаются в рудники, есть, в которых концентрируются. По разным сферам деятельности - по-разному.

Из зала: Значит, на уровне региона этот процесс нельзя рассматривать - надо в стране в целом смотреть ситуацию?

Попов С.В.: Нет, можно. Но я думаю, что процентов 30 проблем можно решать в регионах. Но тем не менее никто же не мешает межрегиональным ассоциациям и прочим. Они на самом деле пока этим не очень занимаются. Почему - это вы их можете спросить. Может, они просто не считают эту проблему способной решаться.

Итак, давайте все за ночь подумаем и завтра начнем обсуждать все варианты.

Хозяйственная реформа

Лекция №2. 22 апреля 1999 года.

Попов С.В.: Итак, мы с вами вчера худо-бедно, но обсудили ту организацию хозяйства, которая у нас в результате реформ получилась. Сегодня мы попробуем обсудить варианты того, что с этой сложившейся системой можно делать. Обратите внимание, что пока мы не обсуждаем, что именно нужно делать, а вообще что возможно делать. Потому что вот эта реальная ситуация задает те границы, в которых можно действовать и в которых действовать нельзя, потому что нет ничего хуже иллюзий, что мы можем что-то сделать, а потом получается, как обычно.