Хозяйственная реформа. Методология общественных изменений (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 17

Но проблема заключается в том, что если эти деньги, которые убегают за рубеж, мы распределим по всей цепочке, их не хватит! Потому что эти предприятия (показывает на схеме) находятся в долгах, и если взять какую-нибудь алюминиевую промышленность, которая активно работает за рубеж, выясняется, что там примерно 30 процентов необходимых денег получается в конце. Естественно, часть этих денег отправляется живыми, часть накапливается где-то в других местах. Но даже если их все возвращать в страну, в силу неэффективности этой системы их все равно не хватает.

Спрашивается: так что же и как с этим делать? Здесь есть несколько проблем: Первая - это растущие налоги и растущая налоговая задолженность. Она растет, как снежный ком, как вы понимаете, поскольку каждый цикл производства порождает нереальные цены, с которых, соответственно, берутся нереальные налоги, которые никогда не будут выплачены. Частично такой механизм есть: это банкротство предприятий. Но что происходит при банкротстве? Процедура банкротства на самом деле не отработана, и получается: предприятие банкротят, ставят временного управляющего, на какое-то время долги замораживаются, а потом новый собственник должен заплатить эти долги и что-то делать с предприятием. В результате у нас возникли предприятия, которые по 3-4 раза банкротятся, и каждый раз все происходит по новой, поскольку они включены в единую цепочку, и ничего из этого не получается, кроме варианта, когда банкротят либо с целью присоединить к какой-то другой цепочке, либо с целью "распилить"  и продать по дешевке.

При этом совершенно ясно, что такую работу необходимо проводить, потому что если выделить здоровую часть, она составит небольшую часть этого предприятия. Все остальное на наших предприятиях уже в значительной мере восстановлению не подлежит. Например, в Петербурге есть один такой завод "Большевик". Они там ракетные комплексы производили, теперь они в полуживом состоянии. Но полторы тысячи человек ходят на работу. И когда возникла ситуация с Югославией, их спросили: "А если вам сейчас дадут заказ изготовить несколько десятков этих ракет, сможете?" Как вы думаете, какой ответ? Конечно, не смогут! И люди уже не те, и оборудование наполовину разворовано, наполовину в непригодном состоянии, помещения не те т.д. Спрашивается: а зачем их тогда держать, если они в принципе не могут? А сколько надо на восстановление? Выясняется, что на восстановление нужно примерно столько, сколько стоит построить новое такое производство, а с современными технологиями, может быть, даже дешевле. Спрашивается: чего их держать? Но тем не менее их держат.

В свое время правительство Кириенко пыталось решить такую задачу. Вот в Приморье, как вы знаете, энергетический кризис: отключают электричество, всякие прочие неприятности. На самом деле энергетического кризиса там нет, там есть перепроизводство электроэнергии, потому что все электростанции там работают где-то на 10-15% загрузки, их условная рентабельность - около 50%. То есть, если они хотя бы на 50% будут загружены, они уже выходят в прибыль, а так - на 10% - они работают просто в убыток. Есть там угольный разрез, который gоставляет уголь, но он может в несколько раз больше поставлять, просто у него нет потребителей. Точнее, потребители по больше части не платят: там еще государство, армия и т.д.

Какое решение сначала было предложено? Казалось бы, его можно найти, и его в принципе нашли: берут, объединяют угольный разрез с ГРЭС, тем самым удешевляя все взаиморасчеты. При этом электроэнергия становится еще дешевле, подключаются другие предприятия, которые платят за счет того, что она дешевле, достигается вот этот уровень - 50 или больше процентов загрузки - при котором это становится эффективно. Вопрос состоит в том, что делать с этими государственными структурами. Когда посчитали, выяснилось, что, скажем, на армейские структуры отпускают (в прежних ценах) 1 миллиард рублей в год. По их договорам им нужно 3. Что это означало? Чтобы всю эту цепочку замкнуть, надо дополнительно профинансировать армию на 2 миллиарда. Они вернутся сюда, заплатят налоги, причем строилась такая цепочка, чтобы они ушли как раз на налоги, то есть вернулись в бюджет.