Хозяйственная реформа. Методология общественных изменений (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 13

Вот смотрите: если у вас есть рудник, на котором что-то добывается - железная руда или еще чего-то, - этот рудник поставляет продукцию на некое передельное предприятие. Следующее - торговое предприятие, которое берет и это на рынке продает. И, соответственно, финансовая компания, которая получает деньги от продажи. Если такая цепочка выстроена, то дальше начинается следующее. В этой цепочке можно делать простую вещь: если вам принадлежит вся эта цепочка, вы направляете во все эти компании ровно столько денег, сколько необходимо для зарплаты, поддержки оборудования, закупки необходимого сырья и прочих разных вещей, т.е. для функционирования. Весь остальной доход либо инвестируете туда же, чтобы увеличить производство, либо направляете в другие сферы накопления.

Естественным образом получается такая вещь: где должен быть рудник, в какой стране? Он должен быть в стране, где низкий уровень жизни населения, чтобы можно было маленькую зарплату платить, поскольку там основное идет на зарплату, маленькие налоги, коррумпированное правительство, чтобы можно было легко вывозить руду в любых количествах. Где должны быть передельные предприятия? Они должны быть в стране со средним уровнем развития, поскольку должны быть более или менее квалифицированные рабочие, умеющие работать со станками, оборудованием, где можно развивать сложное производство…  (дальше пропуск; видимо, одна страница утеряна).

…туда спускаются ребята с уралмашевского сообщества (все это по телевизору показывали) вот с такими большими пластиковыми мешками для мусора, набитыми деньгами, спускаются и говорят: "Мужики, своих не отдадим. Вот вам деньги". Руководителям предприятия и этим, которые голодали, им хватило на зарплату, теперь другие голодают. То есть начинают работать негосударственные механизмы уже совершенно легально, открыто и т.д.

Поэтому государство как бы постепенно усыхает, вынимается из этой структуры и само себя не реформирует. Вот, например, что осталось у нас неизменным? Госплан, Госкомцен, распределение, руководящую роль ликвидировали, всем придали самостоятельность. А что у нас осталось неизменным, нетронутым? Центробанк и Минфин, которые на самом деле не строят денежное поле, они просто занимаются тем же самым, чем они занимались до сих пор, и трудно от них чего-то ожидать. Мы будем, наверное, специально  эту тему обсуждать. А сейчас - кратко: деньги как появляются в любой экономике? Они должны соответствовать по крайней мере обороту и взаимным расчетам. А у нас как деньги появляются? У нас деньги появляются в сумме золотовалютного запаса страны. Если вы посмотрите бюджет, то вы увидите: у нас эмиссию осуществляют в размерах, которые может позволить валютный запас. И не больше. Почему? Потому что таково требование МВФ. И бюджет, соответственно, исходя из этого строится. А этот валютный запас, сколько он - ну, миллиардов 10-14. По сравнению с теми суммами, которые реально проходят, это совершенно тьфу! То есть в этом смысле госбюджет сузился до совершенно невероятных размеров. И это такая фикция - нам все время по телевизору об этом говорят, - что вот проблема экономики в том, чтобы сделать реальный бюджет. Но даже если мы 10 процентов сделаем реальными, то 90-то куда денем? На них глаза закрывают, не обсуждают это нигде и никак, как будто бы всей хозяйственной жизни страны просто нет. Это как бы костяк того, что происходит, а на нем нанизано много всяких других процессов.

Из зала: Что-то вы все о грустном, о грустном.

Попов С.В.: Ну а о веселом вы мне завтра будете рассказывать!..

Из зала: Скоро пенсионный фонд будут создавать эти плавающие структуры?

Попов С.В.: На самом деле проблема здесь в другом. Не надо на это сильно рассчитывать, если это происходит без государства. На самом деле они и сейчас существуют, и они просто начинают усиливать этот демультипликатор. Просто его начинают быстрее раскручивать, потому что это выгодно.