Хозяйственная реформа. Методология общественных изменений (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 7

Что же у нас произошло и почему такое получилось? Возьмем любое предприятие, которое я вам рисовал. При его создании и строительстве, кроме тех принципов производственного узла, о которых говорилось ранее, были заложены еще некоторые вещи, например, принцип автаркичности, который предполагал, что вообще говоря, в военных условиях предприятие должно максимально само себя обеспечивать. Это означает следующую вещь: крупное предприятие, кроме всего прочего, создавало себе транспортную службу, ремонтную службу, больницу, отдел снабжения, отдел продаж и т.д., кроме того производства, ради которого оно строилось. Когда возникла либерализация и псевдорынок, что стало происходить с этими цехами? Это вы все отлично знаете. Естественно, если у вас есть автобусы, а используются они 3-4 часа в день, развозя рабочих, то почему в остальное время их не продать, имея в виду, что этот отдел будет на хозрасчете? Вот они стали формировать себе - каждое из этих отделений - такую сферу, в которой они работают. Через какое-то время эти предприятия - многие из них - юридически выделились и работают теперь самостоятельно. Вокруг каждого крупного предприятия у нас теперь довольно много явных или неявных предприятий, которые занимаются торговлей, сбытом, обслуживанием и т.д. Но при этом они все фактически пользуются той структурой, которая на этом предприятии создана, так как электричество, газ, основные фонды подводятся все сюда, на основное предприятие.

В результате получается такая удивительная вещь: например, любое из этих предприятий гораздо более конкурентоспособное, чем, например, точно такое же, но созданное чисто на коммерческой основе, потому что оно может платить, а может не платить основному предприятию, у которого накапливаются долги перед государством и остальными структурами. При этом очень важен баланс (например, каждому предприятию должны 100 миллиардов и оно должно 120, или наоборот), и очень важно из этого состояния не выйти в этой системе. Почему? Потому что если вы сюда деньги получите, они сразу уйдут на налоги и на долги предприятиям, а вам никто не вернет. Поэтому всякий нормальный производственник этот баланс поддерживает. А те деньги, которые ему необходимы, они получаются за счет продаж через эти вторичные фирмы. Причем часть денег идет живыми на зарплату, на сырье, на поддержание, а на основном производстве долги, соответственно, копятся и нарастают. А у вторичного предприятия особых долгов нет, тем более, что они в наших условиях работают, в-основном, процентов на 70-80 наличными и вообще технологию не показывают. Таким образом каждое предприятие фактически окружено слоем вторичных предприятий, которые на нем , как на матке, базируются. И, кстати, это базовое предприятие ликвидировать, даже если оно не работает, невозможно. Почему? Потому что на нем работает большое количество людей. Что означает его ликвидировать? Это означает, что люди останутся без работы. То они хоть время от времени как-то работают. Особенно это касается структуры оборонки - ее ликвидировать нельзя. Это первый момент.

Второй момент реформ в чем состоял? Произошел какой-то двойственный процесс: часть социально-коммунальной сферы отдали мэрии или государству, т.е. передали на баланс городским структурам. А на самом деле на большинстве предприятий целая часть инфраструктурных вещей, типа котельных и прочего, осталась на их балансе. В том числе энергосистема через них идет, поскольку все это через них строилось, и т.д. Получилась такая вещь, что мэрия получила эту социальную сферу, которая, с одной стороны, - явно или неявно - завязана на предприятие, а с другой стороны, выясняется такая вещь катастрофическая, которая давно была известна, что вся эта сфера крайне неэффективна. Мало того, что за нее потребители платят только 30-40 процентов. Но дело в том, что и потери в ней чрезвычайно высоки: 30-50 процентов потерь в теплотрассах, по воде, примерно так же. Это означает следующее: что мы получили огромную дыру в государстве в виде дотаций, которые никак и ничем не восполняются, а оторвать их от предприятий фактически нельзя. Поэтому все администрации по России категорически против того, чтобы эти предприятия закрывать и банкротить, потому что для них это означает просто разрушение городской сферы. Поэтому они объявляют их градообразующими, еще как-то, то есть всеми силами пытаются их удержать.