Хозяйственная реформа. Методология общественных изменений (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 18

Когда все это сделали и включили эту систему, вдруг выяснилось, что эти армейские и прочие структуры тратят на самом деле 10 миллиардов - через все вторичные фирмы, которые на них подключены. Когда Кириенко пришел к Ельцину, он получил по шапке. Ельцин сказал: "Армию не трожь. Как есть, так и будет". Потому что если мы изменим бюджет, то его дефицит будет не 2 процента, а 15. Соответственно, дальше МВФ денег не даст, и вообще, мы будем выглядеть плохо. Следовательно, эти цепочки получаются незамкнутыми, и денег все равно не хватает. Поэтому эта система существует только в том случае, если эти деньги тратятся на эффективное производство, на менеджмент, на организацию всего этого. А эти предприятия головные - типа электродного завода в Новосибирске - на них долговая нагрузка все возрастает, и ничего не происходит.

Значит, нужно делать следующее. Первое - нельзя производить банкротство одного предприятия, нужно производить банкротство всей этой цепочки. А для этого ее еще надо вычислить. Второе, должна быть произведена процедура санации, то есть вырезания этих работоспособных частей, которые в цепочке выстроены до живых денег, и их организация. И третье, поскольку денег все равно не хватит, должен быть организован какой-то инвестиционный механизм. Этот инвестиционный механизм, естественно, требует одного условия: чтобы вложенные деньги вернулись с прибылью. Спрашивается, как это можно построить и какие гарантии могут быть?

Здесь опять же возникает несколько вариантов. Например, взять инвестиции под поставку товара, который, скажем, все время поставляется на зарубежный рынок. И вот тут возникает гораздо более сложная проблема. Выясняется, чтобы производственные цепочки выстроить, организовать так, чтобы инвестиции начали отрабатываться, цикл такого перевооружения, по меркам США, составляет около 8 лет. Мы можем, конечно, напрячься и сделать это за несколько лет. Но все равно это - годы. А у нас, вы знаете, годами правительство не живет, оно не выживает. Поэтому кто-то должен эту цепочку на протяжении нескольких лет удерживать. Это первая проблема, которая возникает даже в том случае, если механизм как-то выстраивается.

Второй вариант, который здесь может произойти, если бы удалось эту структуру как-то выделить, и более или менее облагородить (есть такие идеи в федеральной службе о несостоятельности, они уже поняли, что банкротство ничего не дает, что нужно вводить структуру санации с последующими инвестициями). В противном случае у нас получится, как при приватизации: все приватизировали, а предприятия эффективнее работать не стали. Цель-то состоит в том, чтобы они стали работать эффективнее. У них есть идея, которая опять-таки требует для осуществления несколько лет, которых опять же нет: сделать государственную компанию по санации предприятий, которая бы делала такую вещь. Она бы цепочку выделяла и банкротила уже все предприятия. Не знаю, как по Омску, а по Красноярску 90% предприятий - должники бюджета, по Новосибирску - 70-80, думаю, что и по Омской области примерно такая же ситуация, она по всей стране такая. Организовать эту цепочку, отдать государственной компании по санации, которая бы все это сделала, а потом под обеспечение товарными потоками ввести инвестиции и начинать хотя бы в некоторых зонах строить процедуру, обратную этому демультипликатору, постепенно расширяя зоны.

И есть еще другой механизм, который сейчас пока не обсуждается, но думаю, что в скором будущем будет обсуждаться (правда, видимо, уже при следующем правительстве). Он состоит в следующем. Государство могло бы всю эту процедуру проделать (именно государство, а не частные компании, потому что они могут это сделать, но я еще раз повторяю, в силу такого устройства они будут работать на понижение, то есть будут зарабатывать на снижении продукции и более быстрой продаже, в результате этот демультипликатор будет продолжать работать). Денег, правда, у государства нет, но под такие дела можно вполне осуществить эмиссию, фактически выдать эмиссионный кредит под увеличение количества произведенного товара. А поскольку у нас предприятия сильно не загружены, это вполне можно сделать. И вот эту добавку натурального продукта - того же алюминия - тогда можно было бы получать в виде компенсации за осуществленное вливание. При этом, естественно, заморозить на какое-то время налоги и долги, потому что они тоже безнадежны. Таким образом, мы получили бы восстановление некоторого механизма накопления и его реализацию.