Хозяйственная реформа. Методология общественных изменений (Лекция президента международной методологической ассоциации), страница 23

В нашей стране происходит поглощение ресурсов, и чем дальше, тем больше. В первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства. Вы, наверное, хорошо понимаете эту ситуацию: жилищно-коммунальная сфера перешла в муниципалитеты, на региональный уровень из предприятий, которые ее поддерживали, соответственно, она перешла, вы знаете, в каком состоянии, не очень хорошем, со всей той структурой, которая была, организационной и материальной базой, Государство лишилось источников дохода, которые раньше были, теперь на налоги перешло. Это тоже было не самое лучшее решение, потому что налоги стали не платить. А фактически государство от чего имеет доход? От таможни самый большой доход, немного от налогов и немного от продаж госвооружения и т.п. Вот, собственно, и все доходы государства. А муниципальные структуры - фактически только местные налоги, и больше бюджет особо ничего не имеет. Тем не менее за этот счет они должны содержать жилищно-коммунальную сферу.

И получается такой парадокс: практически во всем мире жилищно-коммунальная сфера в целом является делом весьма прибыльным, и муниципалитеты живут часто даже лучше, чем остальные федеральные структуры (хотя не везде, там тоже есть варианты). У нас же все это получилось совершенно иначе. А получилось это в силу двух причин, которые мы в прошлый раз обсуждали. Первая - вся жилищно-коммунальная сфера изначально была привязана к предприятиям, а не существовала сама по себе. И вторая - то, что туда селили людей, и люди все были одинаковые, соответственно, все жилье, весь сервис, вся структура одинаковая на 100% для всех. И исчислялось все, естественно, в квадратных метрах, и никакой организации жизни при этом не происходило.

Возникает такая вещь (рисует схему): вот здесь жилищно-коммунальное хозяйство с одной стороны, оно все равно остается завязанным, частично хотя бы, на те предприятия, которые работают, - через самые разные вещи: у кого-то котельная стоит, или трубы какие-то прокладывались через них и т.д. Население, которое живет, платит процентов 30. Попытались увеличить - не увеличивается. Где-то увеличили до 40-50 процентов. Соответственно, все остальное нужно субсидировать самим госструктурам.

Соответственно, задачи реформирования ЖКХ тоже понятны. Во-первых, хотелось бы, чтобы по крайней мере это самоокупалось. В этом случае у бюджета какие-то деньги появятся на развитие, на какие-то программы, хотя бы н ремонт этого, потому что не надо будет тратить это все из бюджетных средств. Во-вторых, хотелось бы, чтобы здесь получился еще и какой-то доход, потому что тогда можно будет что-то из этого ремонтировать. В-третьих, вообще говоря, поскольку все равно бюджетных средств не хватает, хорошо бы организовать процесс инвестирования, чтобы люди туда деньги вкладывали. Во всем мире туда охотно вкладывают деньги - у нас это не получается. Ну, и следующим шагом необходимо все эти коммуникации привести по уровню обслуживания к тому, что имеется хотя бы в более или менее развитых странах.

С чем здесь сталкиваемся даже при попытке приблизиться к этой проблеме? Как только мы пытаемся людей заставить платить 100%, кроме всяких политических и прочих выступлений, криков типа "бабушек душат!" и "пенсионеров закрывают", возникает еще и другая проблема. Дело в том, что вот здесь, на пути между ними - между производителями и потребителями воды, тепла и т.д., - по самым минимальным оценкам 30% теряется. Как только мы скажем человеку "плати 100%". Люди у нас сознательные, они сразу спросят: "За что?" " Ну вот киловатт энергии, литр воды стоят столько-то" - они возьмут и поставят счетчик. Как только счетчик поставят, выяснится, что отпустили одно, а получили другое. Эту разницу кто будет оплачивать? Естественно, везде, где это пытаются сделать, те, кто отпускает, тут же тариф повышают, чтобы покрыть свои убытки. Все равно будет происходить по факту отпуска, а не по факту приема. Это первый вопрос.