Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 9

Частично понятие тоталитарного режима было разработано в работах ряда мыслителей XIX в. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О. Шпенглера и др. Однако, как законченное политическое явление тоталитаризм появился только в первой половине XX века. Политическое значение термину «тоталитаризм» впервые придали руководители и идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини пустил в оборот слово  «тоталитаризм» как положительной характеристики итало-фашистского режима. В конце 20-х годов английская газета «Таймс», наоборот,  также высказалась о тоталитаризме как негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

Западная концепция тоталитаризма складывалась на основе анализа и обобщения режимов в фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После Второй мировой войны предметом дополнительного изучения тоталитарных политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы, некоторых государств «третьего мира». Какие же признаки данного режима можно выделить?

Во-первых, наличие массовой партии, от имени и на базе которой формируется власть. Наличие однопартийной системы.

Во-вторых, недемократический характер строения и функционирования партии: она формируется вокруг лидера и строится не снизу-вверх – (от масс к лидеру), а наоборот, сверху вниз.

В-третьих, тотальная идеологизация всей общественной жизни. Господство одной идеологии (идеологический монизм).

В-четвертых, всеобъёмлющий контроль власти за личной и общественной жизнью. Тотальная политизация всех социальных структур

В-пятых,  политический произвол. Терроризм возведён в ранг государственной политики.

Только наличие всех этих черт дает возможность говорить о тоталитаризме в том или ином государстве. Скажем, в Чили после свержения Сальвадора Альенде установился режим Пеночета. В концлагерях было истреблено 15 тысяч людей. Но при этом отсутствовали другие черты тоталитаризма: не было государственной массовой партии, не было «священной» идеологии, экономика оставалась рыночной и свободной.

Ярчайшим примером тоталитарного режима являются порядки  фашисткой Германии, фашистской Италии, Советского Союза, Китая (после Второй мировой войны).

Отдельные из приведённых признаков того или другого тоталитарного государственного режима сложились ещё в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь в ХХ веке они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам превращать политические режимы власти в тоталитарные. Тоталитаризм утверждался не в силу желания правителей, но и в силу исторических объективных обстоятельств, требовавших мобилизации и концентрации усилий всего населения.

Рассмотрим подробнее некоторые сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, следует сказать об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано, во-первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной. Во-вторых, здесь идёт духовная подготовка населения к определённым жертвам во имя решения «возвышенных героических задач.

Особую роль при тоталитарном режиме играет политическая партия. Такая партия, как правило, создаётся до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении. Приход её к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти парламентским путём. Придя к власти, такая партия становится государственной партией. Власть становится партийно-государственной.

Жёсткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность монопольно распоряжаться производительными силами общества создаёт необходимую материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах был бы невозможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы.