Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 23

Однако бюрократия (как функция) зачастую превращается в бюрократизм, привносящий дисфункцию в работу государственного организма и приводящий к разложению государственного управления. Формы бюрократии изменялись на протяжении  истории, но ее сущностные черты оставались одними и теми же. Главное состоит в том, что бюрократическая власть функционирует в отрыве от интересов, потребностей и воли большинства членов сообщества. Поэтому для нее характерны -  главенство формы над содержанием, подчинение целей функционирования организации задачам самосохранения бюрократического аппарата, подавление личной инициативы, жесткая централизованность и иерархичность в исполнении властных полномочий.

Бюрократ (служащий, чиновник) получает место и привилегии не от народа и не из рук своих будущих подчиненных, а сверху. Отсюда два ключевых условия и принципа функционирования бюрократии – конформизм и произвол. С одной стороны, общие условия функционирования бюрократии формируют специфический тип бюрократической личности, главными чертами которой являются идейно-политический и морально-психологический конформизм, кастовость, деперсонализация и пр. С другой – независимость от народа и полная зависимость от начальства формируют у бюрократии такие черты, как волюнтаризм, произвол, формализм, бездушие, крючкотворство, мздоимство. Бюрократизм в узком значении слова – это такой стиль управления, при котором с помощью «канцелярских» приемов (затягивание и переадресовка дела, трактовка законов и указов в личных и узкогрупповых интересах, круговая порука и т.п.) преследуются специфические интересы чиновников. Вверенные субъекту властные полномочия используются не для удовлетворения нужд общества или государства, а в ущерб им (не по назначению).

Для преодоления бюрократизма как злоупотребления власти и как искаженной формы функционирования управления в условиях демократии (антипода бюрократии) деятельность чиновников жестко ограничивается рамками закона. В общетеоретическом плане преодолеть бюрократизм можно только при преодолении отчужденности индивида от государства и власти.

2. Человек в политической системе общества.

В политологии  существует  множество  подходов  к  анализу  политики (субстанциональный, институциональный и т.д.). ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ аспект изучения политики, который выходит на первый план в применении к проблематике данной темы, представляет собой важный аспект изучения политической жизни. Политические отношения, политические институты обычно рассматриваются в безличной форме, однако субъективный фактор в политике (образцы поведения, политическое сознание, политическая культура, личностные качества лидеров и т.п.) играет очень большую роль. Например, большинство партий в настоящее время в России являются партиями «личностей»: когда голосуют за ЛДПР, то обычно голосуют не за партию, а за личность Жириновского (характерно: по количеству мест в Госдуме ЛДПР занимала второе место, тогда как по одномандатным округам, где голосование происходило по личностным качествам кандидатов, ЛДПР практически осталась без голосов).

Ранее человеческий фактор в политике рассматривали по формуле: «массы-классы-партии-вожди», то есть роль личности в политике анализировалась через ее участие и поведение в массовых общественно-политических организациях. В противоположность подобным взглядам в политологии  представлена альтернативная точка зрения, рассматривающая личность в качестве первичного, исходного и даже единственного субъекта политики. Задача состоит в том, чтобы уйти как от растворения личности в массе (классе, партии и т.д.), так и от гиперболизации ее роли в политике. Необходимо понять и описать все многообразие связей человека в политической культуре общества.