Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 53

В отличие от Советского Союза сегодняшнюю Россию  больше  не воспринимают как  угрозу.  Однако  в  последние  годы в США (и не только там) все меньше считаются с интересами России и  принимают решения не считаясь с мнением Москвы.  Ведь политическая позиция, лишенная опоры  на  экономическую  и  военную  мощь,   не   может восприниматься всерьез   главными   центрами   силы   на  мировой арене. Апелляция   к   абстрактным   принципам   равноправия    и общечеловеческих ценностей  не  может  заменить силовые факторы в качестве главного  аргумента   дипломатии.   Отсюда   понятно   и появление призывов    к    "полицентризму"    в   Евразии   путем маргинализации России.

Если посмотреть  на  реальные  процессы  формирования  новой системы  международных  отношений  не  впадая  в  поиски мирового заговора против России,  то  нельзя  не  признать,  что  в  новой конфигурации   мира   сегодня   определяющую роль   играют   не идеологические установки (будь то антикоммунизм или русофобия), а вполне материальные интересы, связанные со стремлением обеспечить наиболее выгодные позиции на  мировом  рынке  капиталов,  товаров услуг   и   информации.  При  этом  тон  задают  уже  не  столько крупнейшие, наиболее сильные государства, такие, как США, Япония,

Германия,  Китай,  а мощные надгосударственные коалиции.  Об этом слишком часто забывают в дискуссиях о  конфигурации  современного мира.

"Большая семерка", Организация экономического сотрудничества и   развития   (ОЭСР),   Всемирная  торговая  организация  (ВТО), Всемирный банк и МВФ,  Лондонский и Парижский  клубы  кредиторов, НАТО  и  другие  международные организации сегодня нередко играют куда более важную роль,  чем  отдельные  государства.  Достаточно отметить,  что  уставный фонд МВФ был недавно увеличен со 199 до 288 млрд.  долларов.  После окончания  холодной  войны  и  краха биполярной   системы   мощный   импульс  получили  интеграционные процессы - началась  консолидация  региональных   экономических блоков  в  Европе (ЕС),  Северной Америке (НАФТА),  Южной Америке (Меркосур),  азиатско-тихоокеанском   регионе   (АТЭС).   Степень консолидации  этих  коалиций  различна,  но общей чертой является создание зон свободной торговли,  после чего возможен  переход  к более высокому уровню интеграции, примером чего стал ЕС.

В будущем   возможно   появление   новых   блоков.   Вначале следующего века  должна  быть  создана  зона  свободной торговли, объединяющая Северную и Южную Америку.  Не исключено  и  создание евроатлантической зоны с участием США и ЕС. Начался экономический диалог между лидерами ЕС и АТЭС.

Однако формирующийся глобальный экономический  рынок  весьма хрупок. Мировой  финансовый  кризис,  разразившийся в конце 1997 г.,  подтвердил,  что глобальный рынок XXI века  формируется путем роста  взаимозависимости  различных  стран и регионов нашей планеты. Экономический рост в  рамках  национального  государства находится во   все  большей  зависимости  от  опережающих  темпов экспорта и быстрого движения капиталов. В  новой  институционной структуре международных  отношений Россия оказалась на сегодняшний день в невыгодной ситуации.

Во-первых, унаследованные   Россией   от   советских  времен позиции в таких институтах,  как ООН и ОБСЕ,  позволяют оказывать влияние на  глобальное  и  региональное  развитие  в ограниченных размерах. В силу ряда причин  ООН  не  смогла  приобрести  второе дыхание и   реализовать   заложенный   в   ее   устав  потенциал. Бюрократические и финансовые препятствия, а нередко и откровенный  саботаж со  стороны  США  не дают этой организации выполнять свои функции в сфере международной безопасности. Еще менее эффективной оказалась и   ОБСЕ,   которая   фактически   была  отодвинута  на маргинальные позиции более сильными конкурентами - НАТО и ЕС.