Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 51

Ввод советских войск в Афганистан, рост консервативной волны на Западе,  а также  напряженная  ситуация  в  Польше  привели  к пересмотру политики  разрядки  напряженности.  В первую очередь и особенно в   США   укрепилось   убеждение,   что   СССР    извлек односторонние выгоды    из    политики   разрядки,   одновременно беспрепятственно продолжая  гонку  вооружений.  США   заявили   о  необходимости подходить  к  переговорам  Восток-Запад  с  позиций силы. В решении НАТО о дополнительных вооружениях (1979 г.) США и их европейские  союзники  высказались  за  параллельную  политику вооружений и переговоров об ограничении гонки вооружений.  Вместо понятия политика  разрядки  стали  употреблять  понятия  политика равновесия, управления кризисами  и  предотвращения  войны  между Востоком и Западом.

В связи  с  распадом социалистического лагеря и последовавшим за  ним   распадом   СССР   международная   политика   претерпела структурные  изменения,  прежде всего в аспекте веса и роли в ней правопреемницы СССР России.

Наряду с конфликтом между Востоком и Западом  в  семидесятые годы стала  возрастать  обеспокоенность по поводу возникновения и нарастания конфликта между  Севером  и  Югом,  причиной  которого явилось неравное   участие   большого   количества  стран  южного полушария в глобальном  распределении  благ.  Подобно  тому,  как различным образом   оцениваются   причины  низкого  развития,  не существует также  общего  согласия  относительно   стратегий   по разрешению конфликта Север-Юг.  В западных индустриальных странах до сих пор  господствует  представление,  будто  целенаправленная политика поможет преодолеть низкое развитие стран южного  полушария в экономическом,  политическом и общественном областях, и они могут быть  постепенно подняты на уровень развитых индустриальных стран. В   основе   этой  модернизационной    стратегии лежит представление, будто  низкий  уровень  развития  в странах южного полушария вызван обусловлен прежде  всего  лежащими  внутри  этих стран факторами:    стагнирующей   экономической   и   социальной структурой, феодальными режимами, географическими, климатическими факторами, которые препятствуют экономическому прогрессу в стране. Помощь развивающимся странам со стороны западных определялась как "помощь в самопомощи"  с  тем,  чтобы слаборазвитые страны могли найти способ присоединиться к экономическому росту индустриальных стран.

В противоположность этому, элитами стран "третьего мира" был представлен тезис   "о развитии  низкого развития",  согласно которому низкий уровень  развития  обусловлен  империалистической эксплуатацией. Следствием  политики  колониализма  стало то,  что страны развитого капитализма начали рассматривать  страны  южного полушария как  рынки  сбыта  избыточной  продукции  и избыточного капитала капиталистических    метрополий. Путем неравного распределения стоимостей  эти  страны  подвергаются экономической эксплуатации и  деформируются  в  своих  социальных   структурах. Теория зависимости,  разработанная и получившая распространение в Латинской Америке,  определяет  низкий   уровень   развития   как результат специфической   структуры   международного   разделения труда, которая  исчезнет  в  результате  разделения   внешних   и внутренних факторов,  причиняющих низкий уровень развития,  и тем самым дальше   укрепит   международную   структуру.   Преодоление зависимости возможно только через преодоление внешнего господства - будь то путем изменения  структуры  мирового  рынка  или  путем выхода развивающихся   стран   из   нее.   На  такой  же  аксиоме основывается структурная теория  империализма,  подводя  под  нее фундамент из эмпирических данных. Согласно этой теории вследствие господства над  странами  третьего  мира  со  стороны  государств "первого мира"   произошло  специфическое  глобальное  расслоение мира, по которому мир разделился на центральные  и  периферийные нации. Каждая отдельная система,  в свою очередь также делится на центр и периферию:  город и  село,  буржуазию  и  эксплуатируемые массы. Нации центра,  со своей стороны,  образуют в развивающихся странах опорные точки своих интересов,  которые в качестве  новых центров в ограниченных масштабах принимают участие в  экономическом развитии индустриальных стран, эксплуатируя при этом свою собственную  периферию.  Выход  из  этого  положения  данная теория видит в  структурных  изменениях,  которые  привели  бы  к большей социальной справедливости в международных отношениях. В политической практике страны третьего  мира  выдвигают,  с одной стороны,  требование  справедливого мирового экономического порядка (на  конференциях  ЮНКТАД)  и  тем  самым  притязание  на усиленную помощь  в  развитии со стороны индустриальных стран как компенсацию за многолетнюю колониальную  эксплуатацию.  С  другой стороны, наряду с требованием полной деколонизации они отстаивают свое право на политически,  экономически и социально  независимый "третий путь"   развития.   Наконец,   в   развивающихся  странах приобрели вес сторонники стратегии опоры на  "собственные  силы", которые выступают   за   усиленную   мобилизацию  национальных  и региональных потенциалов,  а также за - по меньшей мере, частичный  и временный - выход из международных процессов.