Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 52

3. Международные отношения и Россия.

Сегодня Россия переживает трудную пору в осуществлении своей международной политики. Хотя на официальном уровне и провозглашается, что   российские  интересы   охватывают    все    значимые международные проблемы, и утверждается, что без России невозможно продуктивно решать острые международные вопросы, эти декларации мало соответствуют   действительности.  Более  того,  они  мешают трезво оценить  всю  серьезность  международного   положения,   в котором оказалась  Россия после окончания холодной войны.  В этих условиях принципиально важно проанализировать,  на которых Россия интегрируется в  глобальный рынок,  в новую систему международных отношений. Отвечают ли эти условия национальным интересам России?  Делает ли   Россия   все  необходимое  для  того,  чтобы  хоть  в минимальной степени  обеспечить  свои  позиции  на  международной арене? С  какими вызовами сегодня сталкивается Россия?  Есть ли у России стратегия  интеграции  в  мировое  сообщество?  Сможет  ли Россия стать конкурентоспособной в XXI веке? Факт состоит в  том,  что  Россия  занимает  сегодня  весьма скромные позиции  в  мире.  В  90-е  годы удельный вес Российской Федерации в мировой экономике снизился примерно в 3  раза,  а  по сравнению с СССР - почти в пять раз. На начало 1998 года еще рано говорить о том,  что российская  экономика  вышла  из  кризиса  и стабилизировалась.

Конечно, сегодня военная  угроза  для  России  находится  на сравнитльно низком   уровне.  Однако  в  средне-  и  долгосрочной перспективе ситуация может  измениться,  если  не  будет  создана надежная система   международной  безопасности  на  глобальном  и региональном уровнях.  Экономический кризис привел  к  разрушению созданного в  бытность  СССР  оборонного  потенциала.  Россия  не только не имеет средств на содержание и модернизацию унаследованных от  СССР  вооруженных сил,  но и не может выделить средств на проведение военной  реформы.  В   итоге   Российская   Федерация, оказавшись на  вторых ролях в мировой экономике,  через несколько лет может потерять и статус великой военной державы. Ядерные силы сдерживания при  нынешнем уровне финансирования придут в упадок в течение 10-15 лет.  Силы обычного назначения уже, похоже, утратили боеспособность, что  было  наглядно  продемонстрировано  во время войны в Чечне.

Куда большая   опасность   таится   в  экономической  сфере. Отказавшись от советской автаркии, Россия интегрируется в  мировую экономику  в  условиях,  когда конкурентоспособность ее экономики очень низкая.  Удельный вес машиностроения и металлообработки в продукции российской промышленности упал до 18,3%, в то время как в Китае он составляет 29,5%, в США - 39,5%, в Германии -48,1% и в Японии  -  50,2%.  Поэтому  внешняя  торговля  России  напоминает таковую слаборазвитых стран:  в экспорте доминируют нефть и  газ, другие   природные   ископаемые.  Доля  продукции  машиностроения уменьшилась за последние пять лет в 4  раза.  На  нее  приходится менее 10%  российского экспорта. Ниша, которую Россия занимает в мировом рынке не  соответствует потенциалу страны, обладающей уникальным географическим положением, крупнейшими в мире природными ресурсами, значительным населением, немалыми экономическими и   технологическими   возможностями.   Российская Федерация стоит  перед  реальной   перспективой   превращения   в третьеразрядное государство.