Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 55

Столь же неудовлетворительная для России ситуация наблюдается и на Дальнем Востоке.  Россия унаследовала от Советского Союза территориальный спор с Японией.  Нормализация отношений с  Китаем была достигнута главным образом благодаря уступкам с нашей стороны. Наконец,  исключение России из четырехсторонних переговоров о мирном урегулировании  на  Корейском полуострове (в них участвуют США, Китай,  Северная  и  Южная  Корея)  наглядно   демонстрирует уменьшение роли России в этом регионе.

Одновременно наметилось стремление к ослаблению влияния России на постсоветском пространстве. Поддержка независимости бывших советских республик стала интерпретироваться как дистанцирование от России. Наиболее наглядно это проявилось в Прибалтике, которая превратилась в, своего рода, зону особых  интересов Запада. В повестке  дня оказался вопрос о принятии трех балтийских государств в НАТО.   Такой подход носит явно не дружественный характер по отношению к России и чреват тяжелыми политическими последствиями. Наблюдается тенденция стимулирования российско-украинских противоречий. При  этом Украина начинает рассматриваться как некая «серая  зона» или даже   противовес России. НАТО явно стремится к «особым отношениям» с Украиной. В то же время любые шаги по укреплению российско-украинских отношений рассматриваются на Западе свидетельствами империалистических устремлений России.

Сегодня можно говорить, что на одно из ведущих мест в мировом экономическом  развитии  выдвигается бывшие советские республики Центральной Азии и Закавказья.  После того, как Россия в течение почти двухсот лет безраздельно  господствовала  в  этих регионах, они  превращаются  в  один  из объектов экономического и геополитического соперничества. Возникший в этой зоне «вакуум силы» начинает заполняться внешними силами - в Центральную Азию и Закавказье началась экспансия ведущих  мусульманских  государств, Китая, США и стран Западной Европы. Эти районы оказались втянутыми в новую «дугу нестабильности», протянувшуюся от Боснии  до Таджикистана.

В целом можно сделать вывод,  что есть  серьезные  основания для тревоги  за  позиции  России формирующейся уже сейчас системе международных отношений  XXI  века.  Россия  действительно  может утратить статус  великой державы и превратится во второразрядное, слабое государство  неспособное   защитить   свое   интересы   на международной арене.

Без стратегии,  определяющей место и  роль  России  в  мире, системный кризис,   который   она   переживает,   может   принять необратимый характер. России необходим подход, который опирается, с одной   стороны,   на   хорошо   продуманную,  рассчитанную  на длительный срок программу  экономического  развития  страны,  а  с другой - на реалистическую внешнюю политику, обеспечивающую более благоприятные условия   интеграции   Российской    Федерации    в глобальный рынок.

Геополитическое положение России определяется ее  уникальным положением на двух континентах. Она принадлежит и Европе и Азии, имея жизненно важные интересы и в том,  и в другом  регионах.  В отличие от Советского Союза Россия не может претендовать на роль сверхдержавы. Однако по размерам своей территории, населения, экономического, научно-технического и военного потенциала она как великая европейская  держава  может  стать   одним   из   ведущих  участников многополярного мира, принимающего равноправное участие в решении вопросов, затрагивающих ее законные интересы.