Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 46

В широком же смысле – это вся система политического обучения, как формального, так и неформального, целенаправленного и непредусмотренного на всех этапах жизненного цикла, включая не только сугубо политическое, но и неполитическое обучение, которое сказывается на политическом поведении и политических установках.

Среди политологов превалирует мнение, что знания о мире политического у людей начинают формироваться уже в детском возрасте. Вместе с тем необходимо учесть позицию известного швейцарского детского психолога Ж. Пиаже, который считал, что дети до одиннадцатилетнего возраста не обладают концептуальными навыками (или способностью к логическим, абстрактным рассуждениям) каким-то образом связывать свое положение с политическими феноменами и вообще они не думают о политике. В этом плане для детей характерен эгоцентризм и их рассуждения не выводят за пределы непосредственного, конкретного, личного. И действительно, касательно политических реальностей, государства и властных отношений у детей младшего школьного возраста прослеживаются весьма смутные и путаные представления об основах политической власти и путях ее завоевания взрослыми, о механизмах формирования политики правительства, участников политического процесса и т.д.

Но, тем не менее, по данным многих исследований, уже в этом возрасте дети получают определенные знания о политических реальностях и по-своему осваивают их с помощью персонификации этих реальностей. В частности, они узнают о существовании, например, властных отношений, сталкиваясь с местным полицейским, из средств массовой информации и из разговоров окружающих и родителей о короле, президенте, премьер-министре, губернаторе и т.д. Результаты исследований свидетельствуют, что, например, в Великобритании и США к 12-и годам 2/3 детей имеют более или менее четко высказываемые установки, симпатии, антипатии в отношении отдельных политических деятелей и партий. Но они еще носят поверхностный характер и во многом являются отражением позиции родителей, родственников, соседей. При этом выбор ими политической партии редко сказывается на базовых приверженностях стране, политической системе, законопослушности, национальным символам и ритуалам. Дети еще не имеют представления о том, как партии отличаются друг от друга. Для них партии практически не имеют идеологического значения. Зачастую партии отождествляются с известными кандидатурами, политическими и государственными деятелями. Тем не менее уже в возрасте 8 – 9 лет дети высказывают растущую тенденцию приписывать большие достоинства своей партии и ее деятелям.

Как показывает Б. Стейси, в глазах детей выборы составляют весьма важное событие. По мере взросления они начинают рассматривать голосование как центральную характеристику систем управления. Можно сказать, что ранние партийные симпатии детей кристаллизуются в периоды избирательных кампаний, в атмосфере возрастающего их освещения в средствах массовой информации, политических дискуссий у себя дома, среди соседей, сверстников и т.д. Поэтому неудивительно, что большинство детей, как правило, проявляют чувство патриотизма и лояльности к правительству и политическим деятелям страны, что создает предпосылки для формирования лояльности в зрелом возрасте в отношении существующей системы. В целом, каждый член общества в процессе социализации и взросления формируется как социально-культурное существо, и в этом качестве он усиливает и интегрирует в себя и политическую культуру, и отдельные ее компоненты. С этой точки зрения, каждый отдельно взятый человек является носителем политической культуры в той мере, в какой он социализируется в условиях данной конкретной социальной общности, и в этом контексте политическая культура составляет интегральную часть социокультурной системы.