Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 15

государство возникает как результат договора народа с властелином или вследствие свободного соглашения людей друг с другом. Общественный договор означает выход ранее разрозненных индивидов из «естественного состояния»; преодоление догражданских, дообщественных, догосударственных порядков; создание государства.

3. ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ  (Августин, Фома Аквинский и др.):

земные порядки представляются как плод и составная часть космических порядков, которые, в конечном счете, имеют божественный источник. Причина государства – божественный промысел. «Вся власть от Бога» – основной мотив обоснования неограниченной власти монарха в прошлые времена.

4. ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ  (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.):

государство появилось вследствие насилия одних народов над другими. Завоевание, порабощение, насилие – предпосылки государства. Государство создается для закрепления власти победителей над побежденными. Для данной теории характерно возведение политики в основу всей совокупности общественных отношений. Государство здесь выступает как сила, извне навязанная обществу, а не вырастающая естественным и необходимым образом из его недр.

5. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ  (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин):

государство есть продукт и одновременно проявление непримиримости классовых противоречий, возникающих в обществе на определенных этапах его развития. Государство возникает как политическое орудие экономически господствующего класса. Рисуется следующая историческая картина: в результате общественного разделения труда происходит резкое повышение производительности труда, которое приводит к появлению прибавочного продукта. Возникает борьба за обладание излишками, производство и накопление расходятся. Прибавочный продукт превращается в объект добычи и начинает накапливаться в частном порядке. Появляется частная собственность на средства производства, а с ней – социальное расслоение и неравенство, отношения господства и подчинения. Так внутреннее классовое противостояние приводит к образованию государства. Государство выступает как посредник и регулятор возникших классовых конфликтов.

Можно заметить, что все перечисленные теории происхождения государства исходят из того факта, что государство часто связано с другими социальными явлениями и в своем появлении и функционировании зависимо от негосударственных форм общественной жизни. Здесь мы выходим на проблему взаимодействия государства и гражданского общества (различные аспекты этой обширнейшей темы – соотношение политики и морали, политики и экономики и т.п. – уже затрагивались в предыдущих лекциях).

Идея гражданского общества содержится уже в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. фон Гумбольдта и других просветителей в связи с теориями «общественного договора», «народного суверенитета» и т.п. Так, в работе «Опыт установления границ деятельности государства» Гумбольдт выделяет три основных различия между государством и гражданским обществом:

1.  государственные институты противопоставляются системе общественных учреждений, формируемых «снизу»;

2.  «естественное и общее право» разводится с позитивным правом, которое устанавливается государством;

3.  «человек» с его естественными потребностями противопоставляется «гражданину» с его гражданскими правами.

Гегель показал, что гражданское общество формируется в результате длительного исторического развития от семьи к государству. При этом под гражданским обществом Гегель понимал относительно независимую от государства совокупность индивидов, классов, социальных институтов. Если гражданское общество основывается на частнособственнических  интересах и отношениях, то государство призвано отражать общие интересы всех граждан. Поэтому Гегель признавал приоритет государства над гражданским обществом, ибо государство представляет общество в его единстве и служит гарантом свободы личности.

Интересна точка зрения на взаимоотношения государства и гражданского общества итальянского мыслителя А.Грамши, который в структуре общества выделил три основных элемента: