Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 45

Часть населения может разделять ценностные установки, противоречащие политической культуре общества, отрицающие все или основные составляющие ее базовые ценности. Иногда эти контркультуры отражают прошлый этап общественного развития (монархисты во Франции после установления в этой стране республиканского строя, ортодоксальные коммунисты в Российской Федерации). В других случаях – это новый, лишь формирующийся тип политических ценностей, имеющих шанс в перспективе стать преобладающим (примером выступает экологическое сознание, отрицающее культуру и традиции общества потребления). Наконец, некоторые из контркультур, демонстрирующие отклоняющиеся от общепризнанных типы политического поведения, развиваются как ответвления субкультур. Типичным примером такой контркультуры является движение хиппи в 1960 – 70-е гг. Выходцы из средних и высших слоев общества, хиппи создавали самоуправляющиеся общины, «выпадавшие» из демократической политической системы, живущие по своим законам.

Степень устойчивости и живучести субкультур и контркультур зависит от многих факторов, не последнюю роль играет отношение к ним государства. Унификаторская политика, обычно присущая тоталитарным режимам, направленная на стирание национальных граней, ассимиляцию меньшинств, подавление проявлений инакомыслия, воспитание идеологического единообразия в обществе, исключает возможность политических проявлений, существования субкультур и контркультур. Они заявляют о себе на бытовом уровне, в виде различий образа жизни, традиций различных групп населения. В условиях демократии господствующие политиче
ские силы также могут воспринимать отдельные контркультуры как дестабилизирующие положение в обществе, ог8раничивая их возможности политического самовыражения. В то же время свободное развитие субкультур и контркультур делает политическую жизнь общества более насыщенной, богатой и разнообразной, содействует эволюции доминирующей культуры.

3. Политическая социализация личности.

Человек как член конкретного общества проходит процесс социализации не только в соответствующей социокультурной, но и политико-культурной среде. Еще в 430 г. до н.э. Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Судить о политике действительно могут все (неважно как), потому что мир политического в той или иной форме и степени затрагивает всех и каждого члена общества. Поэтому люди должны иметь  хотя бы самые общие представления о мире политического и механизмах его функционирования, о том, в чьих руках находятся бразды правления страной, регионом, городом, кто принимает решения, кто несет ответственность за их выполнение. Усваивая и интегрируя в себя  господствующую в данном обществе политическую культуру, отдельный человек включается в многогранный и динамичный процесс властных отношений, совершая акт самовоспроизводства себя как политико-культурного существа.

В этом смысле можно говорить о политической социализации людей. В целом под политической социализацией понимается процесс интегрирования и освоения отдельным человеком как членом определенного общества и гражданином государства основных элементов соответствующей политической культуры. В этом процессе в той или иной форме принимают участие семья, школа, вузы, общины, добровольные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, политические партии, государственные учреждения и т.д.

Можно говорить об узком и широком понимании политической социализации. В узком понимании – это сознательное и целенаправленное внедрение в мир политических ценностей, убеждений, навыков и т.д. Эту задачу выполняют в основном официальные и полуофициальные учреждения, институты, организации. Они имеют своей целью создание благоприятных условий для принятия людьми господствующего социального порядка и его ценностей; общей картины мира, адаптации к ее экономическим, политическим и военным потребностям, неприятие альтернативных социальных порядков. Школы и другие учебные заведения существуют в качестве агентов господствующих социальных, экономических и политических сил. Они отражают институты и социальные отношения общества, выполняя функции воспроизводства и усиления социальных отношений, включая производство и потребление, и их передачи от поколения к поколению.