Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 13

4. МОНОПОЛИЯ НА ЛЕГАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СИЛЫ

Данный признак государства тесно связан и вытекает из  предыдущего: только государство имеет легальное право применять силу для претворения в жизнь своих решений. Для этого у государства имеется официальный аппарат принуждения.

Сама структура государства напрямую зависит от его социального назначения, тех функций, которые оно выполняет в обществе. Например, в современных государствах, которые строятся на основе принципа разделения властей, постоянно присутствует триада из законодательных, исполнительных и судебных органов. В большинстве государств прошлого структура государства строилась совсем по-другому: государственные органы образовывались не в законодательном порядке, сама государственная власть была единой и строго иерархичной.

В соответствии с основными группами функций государство расчленяется на систему органов, которая осуществляет внутреннюю политику (полиция, суд, прокуратура, система образования, финансово-налоговый аппарат и проч.), и систему органов, которая ответственна за внешнеполитическую деятельность (дипломатический корпус, разведка, армия и т.п.).

Каждый государственный орган ответствен за управление конкретной сферы общественной жизни, для чего наделяется соответствующей компетенцией, то есть имеет право действовать от имени государства в пределах своих, строго очерченных прав и обязанностей.

Особое значение среди государственных органов занимает государственный аппарат – та часть государственного механизма, которая наделена специальными властными полномочиями для реализации государственной власти. Государственный аппарат охватывает исполнительные звенья власти, учреждения и кадры управления всех уровней. Кроме государственного аппарата в структуру механизма государства входят разнообразные государственные предприятия и учреждения, через которые осуществляет непосредственную связь с теми или иными конкретными областями общественной жизни.

5.  ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Вместе с государством в жизнь общества вторгается право. В догосударственных сообществах социальные нормы, регулировавшие поведение людей, существовали в виде обычаев и неписаных традиций. Тесно связанные с религией и моралью, они исполнялись добровольно, а их соблюдение контролировалось всем родом. В государственно оформленном общежитии господствующее положение начинают занимать волеустановленные законы, направленные на разрушение старых порядков и закрепление новых. Государство и право находят основу и поддержку друг в друге и уже не могут существовать одно без другого.

Правовой и политической основой функционирования государства со временем становится конституция (основной закон государства), которая несет гарантии стабильности общества и включает в себя совокупность правил, касающихся устройства основных учреждений государства и места граждан в них. И хотя текст любой конституции носит общий характер (конституции пишутся на долгое время, в них невозможно все описать и предписать и т.п.), тем не менее, конституция есть то мерило, по которому народ и правительство должны сверять свою деятельность.

6.  СБОР НАЛОГОВ 

Государство действует на профессиональной основе, поэтому для осуществления своих функций ему необходимы людские, финансовые и иные ресурсы. Люди, служащие в армии, полиции, исполняющие судебные обязанности и проч., должны получать соответствующее вознаграждение. Отсюда государство вынуждено осуществлять сбор налогов с населения, причем оно делает это в принудительном порядке. Собираемые налоги идут также на финансирование малоимущих слоев населения, поддержку образования, на регулирование других областей общественной жизни, на которые распространяется государственное управление. Таким образом, налоги - это не только главный источник государственного бюджета, но и инструмент, с помощью которого проводится эффективная экономическая политика (снижение или повышение налогообложения), социальная политика (перераспределение доходов) и т.д.