Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 41

Представляется целесообразным выделить в политической культуре два относительно самостоятельных, но тесно взаимосвязанных уровня – ценностный и нормативный. Политические ценности включают в себя идеалы, идеи, взгляды, концепции, относящиеся к политическому устройству общества, функционированию его политико-правовых институтов, политических прав граждан и т.д. Теоретическим обоснованием многих политических ценностей являются политические учения и концепции, они определяют общественно политическую значимость таких фундаментальных принципов человеческого бытия, как свобода, равенство, суверенитет народа, принципы государственного устройства и т.д. Как правило, в современных обществах основополагающие политические ценности содержатся в Конституции страны, но вместе с тем они связаны с ее духовными и моральными традициями, обычаями, коренятся в системе культуры общества.

Американские социологи Дж. Алмонд и С. Верба выделяют три «чистых», то есть идеализированных типа политической культуры; в основу этой классификации положен господствующий в обществе ценностно-познавательный образец политического участия, то есть политическая активность. Первый тип – «патриархальная культура» существует в тех обществах, где политическая сфера не дифференцирована от общества. Политические установки и ценности являются составной частью религиозного или мифологического взгляда на мир. В этом случае не представляется возможным говорить о политическом поведении людей, их ориентации на изменение существующей власти политического вождя, старейшин их племени. Второй тип политической культуры, называемый ими «подданической», характеризуется пассивным отношением граждан к политической жизни. Личность при таком общественном устройстве (это главным образом сословно-классовые общества) признает авторитет государственной власти, слепо следуя ее требованиям и указаниям. Наконец, третий тип – «активистская политическая культура» отличает присущее ему активное политическое участие граждан в делах государства.

В исторической реальности, по мнению Алмонда и Вербы, эти типы политических культур редко встречаются в чистом виде, в истории преобладают смешанные типы: патриархально-подданическая, подданическо-активистская и патриархально-активистская. В странах современной западной демократии преобладает сейчас тип культуры, который они назвали «гражданской культурой». В нем ведущее место занимает активистская культура, в которой в сжатом виде содержатся элементы патриархальной и подданической культур, ибо они обеспечивают лояльность граждан по отношению к существующему гражданскому устройству.

В качестве примера «гражданской культуры» некоторые политологи рассматривают британскую политическую культуру, так как в ней удачно сочетаются лояльность к властям с развитым активизмом ее граждан. Наиболее характерными чертами такой системы выступают:

1.  традиционализм, что, в частности, выражается в сохранении статуса королевской власти, давно сложившейся двухпартийной системе и двухпалатном парламенте. Не трудно заметить, что этот элемент унаследован от патриархальной и подданической культур;

2.  элитаризм – особенно характерен для деятельности консервативной партии, и базируется на признании народом необходимости существования в стране особых политических элит

3.  индивидуализм, представленный в многочисленных формах, прежде всего культ частной собственности, «частной жизни» и т.п.

4.  викторианские ценности, или приверженность моральному пуританизму, добродетелям викторианской эпохи;

5.  главная традиционная ценность – политическая лояльность, послушность власти, законопослушание. Оставляя в стороне критическую оценку модели «гражданской культуры» и ее конкретизации в Англии и США, отметим тот существенный факт, что эффективное воздействие политической культуры на политическое поведение людей, необходимое для обеспечения социальной интеграции и стабильности, имеет своей важнейшей предпосылкой сохранение традиций и преемственности  политической культуры, а вместе с ней и политических институтов и организаций, которые способны обеспечить нормальную политическую социализацию индивидов. Кроме того, сохранение политических традиций создает лучшие условия для легитимизации государственной власти, если даже происходит изменение в ее структуре и функциях.