Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 54

Во-вторых, чисто декоративные функции выполняет СНГ, которое вместо реинтеграции  бывших  советских  республик  на  протяжении нескольких лет    занималось    "бракоразводным   процессом".   В результате бывший   единый   рынок   СССР   распался,   произошла переориентация практически  всех  членов  СНГ на новых партнеров. При этом Россия сама  поощряла  центробежные  силы,  рассматривая страны СНГ  как  обузу  и бремя для российской экономики.  Если в 1990 г.  на   бывшие   советские   республики   приходилось   63% российского вывоза,  то  в 1997 г.  их доля составила всего 21,5% экспорта Российской Федерации. Это одна из главных причин падения экономического производства в России.  Российская  промышленность теряет свой    естественный рынок, поскольку главными экономическими партнерами других    государств    Содружества становятся страны дальнего зарубежья.

В-третьих, в первой половине 90-х гг. Россию не приняли ни в одну из   ведущих   глобальных   и   региональных   международных организаций. В   то  время  как  в  мире  резко  активизировались интеграционные процессы,    Россия    оказалась    в    эпицентре дезинтегрирующегося постсоветского пространства.

Сложилась угроза    изоляции    ослабленной    России от интеграционных  процессов  как  в Европе и азиатско-тихоокеанском регионе,  так  и  на  глобальном  уровне.  Более  того,  возникла ситуация, при которой послевоенное устройство мира осуществляется без участия России и за счет ее интересов. В начале 90-х гг. было модно говорить    о    создании   принципиально   новой   системы международной безопасности  от  Ванкувера  до   Владивостока,   В  которую на  равной  основе  вошли бы бывшие противники в холодной войне. Но впоследствии на  Западе  об  этом  забыли,  предпочитая сохранение и крепление проверенного и надежного военно-политического механизма времен холодной войны,  т.е.  НАТО, созданию новой системы безопасности.  Наиболее  заметно  это появилось в решении Запада начать расширение НАТО путем включения в его состав бывших союзников СССР по Варшавскому договору. Экспансию Североатлантического альянса на восток можно  интерпретировать,  как  попытку Запада консолидировать  свою  победу  в холодной войне,  оформить новую геополитическую ситуацию и закрепить свое  доминирование  в Европе в начале XXI века.

Превращение НАТО в основу европейской  системы  безопасности создает очень  серьезные  проблемы  для  Российской  Федерации  и других стран,  не  являющихся   членами   этого   альянса.   НАТО фактически присваивает   себе   функции  общеевропейской  системы безопасности, оттесняя в тень ОБСЕ,  хотя является и в  обозримом будущем будет   являться  организацией,  в  которой  представлено меньшинство европейских стран.  Превращение НАТО  в  доминирующую европейскую структуру грозит превращением России во второразрядного участника европейского процесса, будучи исключенной из механизма принятия   решений по ключевым  вопросам европейской безопасности. Даже если    принимать заверения представителей НАТО о том, что у них нет враждебных намерений в отношении России и кого бы то ни было,  надо иметь в виду, что намерения могут меняться. В годы холодной войны западные страны принимали во внимание не советские декларации о  миролюбивых намерениях, а реальный материальный потенциал Советского Союза, включая его превосходство в целом ряде компонентов  вооружений  и вооруженных сил.