Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 12

Появление государства в жизни общества является рубежом и одновременно критерием перехода человечества от родо-племенных форм социального устройства и управления к совершенно новым способам взаимодействия. Основными признаками появления и проявления государства являются:

1. НАЛИЧИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ, ОТОРВАННОЙ ОТ НАРОДА.

В догосударственный период власть носит общественный характер: публичная власть непосредственно совпадает с населением. Она покоится на началах самоуправления и представляет собой прямую демократию. Властные функции находятся в руках всех взрослых членов коллектива. Главные органы власти – народное собрание и совет старейшин. Должностные лица поголовно выборны и сменяемы. Должности – почетны, но не оплачиваемы и не дают особых привилегий. Нет учреждения, которое бы занималось исключительно управлением или контролем. Не существует пока и карательных органов типа полиции, армии, суда. Отношения между людьми регулируются традицией. Нет различия между правами и обязанностями членов одного коллектива.

Государственный период общественной жизни отмечен появлением уже такой публичной власти, которая обособляется от народа и отныне находится вне народа, часто возвышается над ним и даже бывает направлена против него. Публичная власть теперь не совпадает с организацией всего населения. Появляется слой профессионалов-управленцев. Роль народных собраний сходит на нет. А так как публичная власть уже не является выразителем интересов общества в целом, то она начинает нуждаться в соответствующей опоре, которую находит (формирует) в принудительных органах. Публичная власть воплощается в государственных органах и начинает выступать как государственная власть.

2.  ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ  ОРГАНИЗАЦИЯ  НАСЕЛЕНИЯ

И  ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ

Родо-племенные связи основаны на кровном родстве, общности имущества и коллективном труде. Правами и обязанностями в данном человеческом коллективе люди наделяются по кровнородственному признаку. Род – это личный, а не территориальный союз людей. При перемещении рода (племени) из одной местности в другую вся структура социальных отношений сохраняется в неприкосновенности и перемещается вместе с родом (племенем).

На место такого способа расселения людей вместе с государством приходит новый, территориальный способ: государство объединяет людей уже не по принципу родства, а по месту проживания. Государственная власть распространяется на территорию и уже потом – и вследствие этого– на всех проживающих на данной территории людей.

Появляются ранее не известные явления в жизни общества: государственное подданство (гражданство) – принадлежность лица к определенному государству, привязанность прав и обязанностей к определенной территории; государственная граница – строго фиксированная линия распространения властных полномочий публичной власти; государственная территория – политико-правовое пространство, находящееся под юрисдикцией определенного государства.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

Государственный суверенитет означает верховенство и полноту власти государства внутри страны, а также его независимость в международных делах. Здесь наиболее выпукло проявляется отличие государства от всех иных политических организаций, участвующих в отправлении политической власти:

·  только государство может устанавливать единый правопорядок, принимать акты, обязательные для всего населения;

·  решения государственной власти обязательны для всякой другой власти; государственная власть может отменять любые акты других видов власти или решения иных политических организаций и др.

Суверенитет – основа силы государства, он позволяет государству свободно и самостоятельно решать свои задачи. Внутренняя независимость государства обеспечивается тем, что международное право не регулирует и в принципе не может регулировать внутригосударственные общественные отношения (все государства признают недопустимость вмешательства в дела друг друга). Любое государство автоматически становится субъектом международного права в силу своего суверенитета с момента своего возникновения. Государства суверенны не потому, что юридически равны, а, наоборот, юридически равны – потому что суверенны.