Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 16

1.  Экономическая    организация (система    владения    средствами производства и распределения).

2.  Гражданское общество (семья, частные клубы, профессиональные организации).   

3.  Политическое общество (государство).

Таким образом, гражданское общество располагается как бы между экономическим и политическим обществом, связывая экономические структуры с политической борьбой. При этом под гражданским обществом понимается совокупность «частных» социальных организаций, не входящих в аппарат государственной власти (профессиональные, религиозные, культурные и прочие организации).

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – совокупность социальных образований и социальных групп, объединенных экономическими, культурными, религиозными и т.п. потребностями и интересами, которые реализуются вне сферы государства. Экономическую основу гражданского общества составляет многообразие форм собственности. Гражданское общество выступает в виде «посредника» между отдельными индивидами и государством, защищая личность от давления государства и обеспечивая права и свободы человека. Предпосылками гражданского общества являются: плюрализм в различных сферах общественной жизни, рост «среднего класса», появление и укрепление различных гражданских объединений, развитие местного самоуправления и т.п. Гражданское общество формируется параллельно и совместно с развитием правового государства.

Государство и гражданское общество – две стороны одной медали (общества в целом), однако, их взаимосвязь осмысливалась и осуществлялась в истории разных стран и народов по-разному. Например, либерализм и социализм до сих пор почти противоположным образом трактуют сущность связи и характер взаимодействия государства и гражданского общества.

Ясно, что государство не должно подменять собою гражданское общество, иначе возникают известные в политологии феномены этатизма и патернализма. Но одновременно государство не может и не должно устраняться от регулирования социальных отношений внутри гражданского общества, иначе будут распространяться анархия и хаос. В реальной истории мы можем наблюдать самые различные варианты взаимодействия государства и гражданского общества:

·  Постоянная – пассивная или активная – оппозиция гражданского общества политической власти (при тоталитаризме и авторитаризме).

·  Активное противопоставление одного другому (в эпоху переходного периода от тоталитаризма и авторитаризма к демократии).

·  Тесное взаимовыгодное сотрудничество (в условиях функционирования демократического политического режима). В качестве необходимых условий формирования сбалансированного механизма взаимодействия и взаимовлияния государства и гражданского общества выступают: развитость гражданского общества; легитимность власти; экономический, социальный, политический и идеологический плюрализм; наличие легальной оппозиции; ограничение государственной власти неотъемлемыми и неприкосновенными правами и свободами личности; свободные СМИ.

·   

3. Типология государственных форм.

При изучении государства вообще (государства как такового) большое значение имеет анализ его сущности, неизменной природы, содержания. Однако при изучении тех или иных конкретно-исторических типов и видов государства на первое место выдвигается проблема разнообразия ФОРМ государства.

На форму государства большое влияние оказывают исторические традиции данного народа, социальная структура населения, характер связи государства и гражданского общества, технологический и культурный уровень развития.

ФОРМА ГОСУДАРСТВА есть организация государственной власти в конкретной стране или группе однотипных стран, которая находит свое выражение в той или иной форме правления, форме государственного устройства и форме политического (государственного) режима.