Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 6

Второе понятие -  «власть – могущество» -  содержит идею управления государством и осуществления необходимых для этого действий. В некотором смысле это понятие сближается с понятием политического суверенитета. Но если суверенитет обычно связывается с его конкретным носителем (нацией, народом, сувереном, парламентом, главой государства и т.д.), т.е. понятие «власть – могущество» характеризует именно высшую власть в обществе.

3. Политические режимы как способ функционирования   политических систем

Политический режим – это способ реализации власти, совокупность средств и методов, с помощью которых она осуществляется.  Политический режим каждой страны не только влияет на политическое развитие общества, но и сам определяется социальной сущностью соответствующего государства. Так, в рабовладельческом обществе политический режим основывался на разделении населения на свободных и рабов; при феодализме политический статус различных сословий вытекал из крепостнических отношений; в условиях буржуазной демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании их неравенства по отношению к собственности; в социалистическом обществе провозглашается равенство всех его членов не только в политической, но и в социально-экономической и духовной сферах.

Исторические типы государств, как правило, не совпадают с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные горожане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

В качестве критериев, определяющих характер политических режимов, выступают следующие феномены:

·  роль, функции, полномочия главы государства;

·  способы формирования правительственных учреждений;

·  взаимоотношения  между  законодательной, исполнительной и  судебной властью;

·  положение и деятельность армии, различных органов   подавления и насилия;

·  условия деятельности и степень влияния общественно-политических организаций;

·  юридические и реальные права и свобода граждан и т.п.   

Опираясь на эти критерии, можно определить тип политического режима в той или иной стране. Современные  политологи  выделяют   два  наиболее  общих типа политических  режимов:

·  демократический (парламентская, президентская, смешанная  республики).

·  антидемократический  (авторитарный,  тоталитарный).

Демократический политический режим характеризуется основными чертами:

·  принадлежность власти народу: народ – источник власти, его воля в конечном счёте является решающей;

·  равенство перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми законодательно закреплёнными социально-политическими правами и свободами, в том числе равным правом на участие в управлением обществом  государством;

·  подчинение меньшинства большинству при уважении интересов и мнения меньшинства (меньшинств);

·  право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения и др.

Демократический режим допускает многопартийность, возможность легальной деятельности оппозиционных партий, профсоюзных и других массовых общественных организаций. Через массовые организации население стремится воспользоваться возможностями участия в политическом процессе и оказания давления на правительство с целью удовлетворения своих требований.