Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 22

Основными тенденциями в мировом развитии политической организации общества, а значит – и в субъект-объектных политических отношениях являются: постепенное и неуклонное расширение субъекта политической власти, преодоление отчуждения народных масс от политической власти, развитие и совершенствование демократических способов осуществления власти.

К числу наиболее массовых организованных субъектов в политике относятся политические партии (им посвящена отдельная лекция), группы давления (группы интересов) и бюрократия.

ГРУППЫ ДАВЛЕНИЯ  широко представлены в политической истории общества, однако свое наибольшее распространение они получили в условиях зрелого гражданского общества, либеральной хозяйственной и плюралистической социально-политической структуры. Политические партии и группы давления выступают как ключевые фигуры политического рынка, где основной целью политической борьбы выступает власть (главное «платежное средство» в политической сфере), производителями различных политических «товаров» (кандидатов в депутаты, программ, лозунгов и пр.) как раз и являются политические партии, группы интересов, группы давления и т.д., а покупателем выступает народ (в виде электората).

Группы давления, сосуществующие рядом с другими политическими субъектами, существенно расширяют плюрализм политической системы и обеспечивают разветвленность и взаимоуравновешивание различных социальных интересов. В число групп давления входят профсоюзы, экологические и прочие движения, союзы ветеранов и т.д. Они организуют необходимые кампании в печати, готовят коллективные письма и личные обращения в СМИ, проводят демонстрации, марши и пикетирования, а также многие другие публичные акции. Основными направлениями воздействия групп давления на существующую власть являются: формирование соответствующего общественного мнения, влияющего на власть и корректирующего ее поведение; воздействие на партии и другие общественно-политические объединения, контролирующие государственную власть или находящиеся к ней в оппозиции; непосредственное воздействие на саму власть.

Наряду с позитивными функциями группы давления обладают также дисфункциональным потенциалом: они могут пойти на прямой подкуп чиновников, образовывать клановые группировки внутри властных структур и пр. Обычно негативные аспекты деятельности групп давления связываются с таким понятием, как «скрытое лоббирование», или с коррупцией как крайним выражением скрытого лоббирования. Коллективная коррупция осуществляется путем финансирования партий и избирательных кампаний, а индивидуальная – путем взяток и подкупа.

В ряде стран лоббистская деятельность регулируется законодательством, что придает ей характер открытой и провоправной деятельности (у граждан есть конституционное право обращаться с петициями в любые органы власти). В таком случае лоббистская деятельность принимает форму выступлений на слушаниях комитетов и комиссий парламента, представления проектов законов, проведения экспертиз и выдачи результатов научных исследований.

БЮРОКРАТИЯ (букв. -  власть канцелярии) – неизбежный для любой организации слой служащих, занятых административно-управленческой работой, власть аппарата чиновников.

Существование бюрократии – необходимый продукт функционирования властных отношений в обществе. Каждая сравнительно большая организация основывается на специализации функций, а значит, на иерархическом устройстве. Для обеспечения нормального функционирования в любой формальной организации создается административный (бюрократический) штат. По М. Веберу, безличная ориентация этих должностных лиц в своих многочисленных контактах как раз и служит надежным гарантом бесперебойного функционирования организованного сообщества. Беспристрастность и безличность должны предохранять рациональность суждений и действий сотрудников от влияния личных пристрастий, интересов и настроений. Согласно М.Веберу, бюрократическая организация характеризуется эффективностью (использование высококвалифицированных специалистов на руководящих постах), строгой иерархизацией власти (контроль сверху вниз), формализацией правил поведения, безличностью административной деятельности (главное в совокупной деятельности не индивид, а должность).