Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 50

При очевидной   слабости   международных  авторитетов  (ООН, Международного суда и т.д.) результаты международной политики  в большой степени  обусловлены  силовым  и  ресурсным  влиянием  (в смысле обладания  оружием,  экономическим  потенциалом,   сырьем, территорией или населением), которыми располагает соответствующее действующее лицо.    Они    обусловлены    также    специфической международной средой   (то   есть   силой   и   ресурсами  других действующих лиц), в которой происходят взаимодействия. Накопление ядерных средств    уничтожения,    которые   способны   разрушить человечество, а   также    формирование    глобальных    структур взаимозависимости, которые  ведут  к  тому,  что  события в одной политической системе оказывают  непосредственное  воздействие  на другие системы,  привело  к  качественному изменению классической политики силы и  интересов.  В  условиях  ядерной  угрозы  особое значение приобретают  усилия по предотвращению войны и укреплению мира. Перед лицом  нищеты  в  третьем  мире  и  конфликтностью  и напряженностью в  отношениях  между  богатыми  и бедными странами дальнейшими насущными задачами международной политики  становятся демонтаж международных    силовых    структур   и   осуществление социальной справедливости  в мировых масштабах.

    2. Проблема войны и мира.

Для международной политики  послевоенного периода характерны четыре различных проекта мирного обустройства. ООН понималась как система коллективной   безопасности,   которая  под  руководством стран-союзников победителей  обеспечивает  мир  во  всем  мире  и должно наказывать  потенциальных  агрессоров.  Определения хартии ООН и Декларации прав  человека  должны  были  образовать  основу мирного порядка  на планете (политики мира,  исследований проблем мира). С  формированием  силовых  противоречий  и  разногласий в интересах между  Востоком  и Западом,  особенно между США и СССР, система ООН ослабла,  особенно  явно  во  время  Корейской  войны (1950-1953).

В условиях "холодной войны" развилась опирающаяся на ядерные вооружения система   устрашения,  которая  удерживала  в  хрупком равновесии обе конкурирующие сверхдержавы и предотвращала ядерный конфликт. Берлинский  (1958-61  гг.)  и  Кубинский  кризисы  явно продемонстрировали, что  политика  бряцания  оружием   увеличивает вероятность начала новой мировой войны.

Осознание опасности политики конфронтации,  а также окрепшее сознание преимуществ  тесного  сотрудничества  между  Востоком  и Западом привели к формулировке  и  проведению  политики,  которая хотя и не разрешила принципиальные конфликты сил и интересов,  но все же подчеркнула кооперативные аспекты отношений между Востоком и Западом.  Она  стала  известна  под названием политики разрядки международной напряженности.  В части  политики  безопасности  ее инструментами были  переговоры  об  ограничении  вооружений и  о контроле  над ними.  Ее результатами были договоры  о прекращении ядерных испытаний,  о  нераспространении  ядерного оружия и о СНВ (стратегических наступательных   вооружениях).    В    собственно политической области   этому  соответствовал  модус  вивенди  для спорных правовых и территориальных вопросов,  который нашел  свое выражения в  восточных договоренностях ФРГ и в соглашении четырех держав по Берлину.  В  экономической  области  эта  политика  нашла выражение в  расширении  и  укреплении торговли между Востоком и Западом, которая   открыла   восточно-европейские    рынки    для промышленной продукции Запада, а западные рынки для сырья (прежде всего энергоресурсов)  СССР.  Политика   разрядки   напряженности сопровождалась демонтажом  структур восприятия угроз и укреплением гуманитарных контактов между странами противостоящих блоков,  что нашло свое   правовое   выражение. В   Заключительном   акте  по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975).