Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 25

Хотя участие или неучастие масс в выборах считается сегодня одним из ГЛАВНЫХ критериев демократичности государства, необходимо видеть, что данный институт имеет ряд ограничений и даже недостатков (с точки зрения личностного начала в политике):

·  Выборы зависят во многом не от личности, а от деятельности тех или иных общественно-политических организаций. Именно последние увлекают людей, выдвигают программы и т.п., то есть определяют ход выборов. На выбор также влияют СМИ, общественное мнение  и  т. д., то есть выборы предстают как  объект  манипуляций.

·  Выборы во многом представляют собой «слепой» механизм, ибо простые граждане ограничены в выдвижении своих кандидатов, самих себя и т.п., то есть, по сути, вынуждены выбирать выдвинутых не ими лично людей (зачастую они их совсем не знают).

·  Выбираются лишь высшие, то есть немногие органы власти, а остальные (среднего и местного уровней) назначаются.

·  Выборы являются достаточно ограниченным способом влияния, людей на политику, ибо только через 5-7 лет можно будет вновь переизбрать избранных (выбранных)

·  Часто  оказывается,  что  выбранный массами человек не исполняет того, что он обещал или того, что от него ждали.

Из перечисленных фактов следует, что выборы – это лишь процессуальная   сторона  демократии, но не сама демократия.

РЕФЕРЕНДУМ – другая форма прямого политического участия – также выступает как весьма ограниченный способ участия в политической жизни  и  влияния личности и масс на власть:

·  референдумы проводятся редко;

·  на референдумах можно сказать лишь «да» или «нет», то есть они не дают развернутой фиксации народного мнения;

·  на референдум обычно выносятся такие вопросы для обсуждения, которые формулирует не сам народ, а элита, лидеры, определенные политические силы (субъект).

Процедура референдума  во многом  совпадает  с  процедурой  выборов: в обеих акциях участвуют избиратели. Основное различие состоит в том, что объектом выборов является кандидат в депутаты или на выборную должность (президент, губернатор и др.), а объект референдума – вопрос, по которому он проводится. Объектом референдума может быть закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, проблема международного статуса или внутриполитической жизни страны. Содержание, условие и процедура референдумов регулируются конституцией страны. В целом, суть референдума – в обращении к избирательному корпусу для принятия окончательного решения по конституционным, законодательным, внутри- и внешнеполитическим вопросам.

Политическое участие личности во многом предопределяется тем типом избирательной системы, которая принята в данном государстве. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих и регулирующих легитимное становление государственных представительных органов политической власти. В каждой стране избирательная система формируется на основе законодательства, которое детализирует основные положения относительно избирательной системы, зафиксированные в конституции страны. В законодательстве обычно отражаются положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользования услугами средств массовой информации,  источники финансирования.

Избирательные системы прошли длительный эволюционный путь. В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы. На их основе в современных условиях применяются также смешанные формы.

МАЖОРИТАРНАЯ избирательная система характеризуется тем, что избранным в тот или иной выборный орган считается кандидат (или список кандидатов), набравший предусмотренное законом большинство голосов.