Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 7

Изложенная выше характеристика демократического режима выглядит весьма привлекательно. Однако не следует забывать о том, что она носит собирательный обобщающий характер и включает в себя наиболее значительные черты этого режима, которые совсем не обязательно все вместе присущи конкретным режимам тех или других государств. Демократические режимы существенно отличаются друг от друга мерой соотношения законодательной и исполнительной власти, в связи с чем принято деление их на режимы президентской, парламентской и полупрезидентской (смешанной) власти.

Президентская республика в классической форме представлена в США. В руках президента, который избирается всем народом каждые четыре года, сконцентрирована практически вся исполнительная власть: Образно говоря, что «он носит пять шапок» (глава государства, глава правительства, главнокомандующий вооружёнными силами и т.д.). Президент назначает кабинет министров, вице-президента, которые подотчётны только ему. Вотум недоверия кабинету со стороны конгресса невозможен. Объём власти огромен, но президент не сможет  стать диктатором, поскольку законодательная, исполнительная и судебная власти жёстко разделены, сдерживают друг друга, служат противовесом против любых попыток нарушить конституцию и узурпировать власть. Прежде всего, у президента нет законодательных полномочий. Во-вторых, президент не может распускать конгресс. В-третьих, конгресс держит в своих руках такие мощные инструменты власти, как утверждение ежегодного бюджета страны, «право вето» на решения президента и право его отстранения от власти, если доказано нарушение им конституции или его действия квалифицируются как государственная измена.

В парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте, а премьер-министром, как правило, становится лидер партии большинства. Самым важным инструментом парламентского режима является голосование за доверие или недоверие правительству. В случае «вотума недоверия» кабинет уходит в отставку, либо распускается сам парламент и назначаются досрочные выборы. Президент страны в парламентской республике обладает лишь чисто представительскими, «светскими» функциями, самой важной из которых является принятие отставки правительства и назначение лица, которому поручается сформировать новый кабинет, проведение консультаций по этому вопросу с лидерами парламентских партий.

В современном мире существует три типа парламентских режимов:

·  Система однопартийного большинства в парламенте, когда одна партия способна сама сформировать правительство (например, в Великобритании);

·  Парламентская коалиционная система, когда кабинеты формируются из коалиций различных партий т.к. ни одна из них не может рассчитывать на абсолютное большинство голосов (в ФРГ: ХДС в коалиции с СВД);

·  Консенсуальная система, в соответствии с которой в конституции оговорены определённые условия формирования институтов власти. Так, в Ливане президентом должен быть христианин, премьер-министром мусульманин-суннит, а председателем парламента – мусульманин-шиит.

Полупрезидентская республика предполагает и сильную президентскую власть, и правительство, ответственное перед парламентом. Классическим образцом смешанной республики является Франция.

Президент Франции выступает в качестве гаранта целостности и независимости страны, высшим арбитром во взаимоотношениях между различными государственными институтами и политическими силами. Президент избирается на прямых выборах всеобщим голосованием. Он наделён широкими полномочиями главы государства и главнокомандующего вооружёнными силами, но ключевым элементом его независимости от парламента является право назначения премьер-министра без согласования кандидатуры с парламентом. Президент Франции осуществляет от имени страны внешнюю политику, заключает договоры  и даже выносит их обсуждение на референдум через главу парламента. Право прямого обращения к народу за поддержкой – особенность этой формы правления.