Политическая система общества. Государство в политической системе общества. Политические партии и партийные системы. Международная политика, страница 19

В соответствии с конституцией России, федеративное устройство Российской Федерации «основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти  Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» (статья 5). В настоящее время наша страна переживает трудный период взаимоувязки перечисленных принципов и пробует выработать жизнеспособную форму государственного устройства.

В федерации, как правило, парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет специфические интересы субъектов федерации (Совет Федерации, Сенат и т.п.), а другая – интересы населения всей страны (Государственная дума, Палата представителей и т.п.). Федерация позволяет сочетать преимущество крупных государств с достоинствами небольших государственных образований.

В мире существует до 20 федераций: Российская Федерация, США, Бразилия, Индия и др. Они построены по территориальному, национальному или смешанному (национально-территориальному) принципу. Для территориальной федерации (США, ФРГ, Мексика и др.) характерно отрицание суверенитета у субъектов федерации (последние лишены прямого представительства в международных отношениях, управление вооруженными силами здесь осуществляется федеральными органами и т.д.). В национальных (частично – в национально-территориальных) федерациях, где утверждается право наций на самоопределение, субъектами федерации выступают национально-государственные образования. Высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации (Индия, Россия и др.). Как правило, федерации, созданные по национально-территориальному принципу (СССР, Югославия, Чехословакия), оказываются менее жизнеспособными, чем федерации, созданные по чисто территориальному принципу (США, Германия, Мексика, Австрия).

КОНФЕДЕРАЦИЯ – союз независимых (суверенных) государств, объединившихся на время для координации действий в некоторых областях (военной, экономической и т.д.). Объединение государств в конфедерацию не приводит к образованию нового государства (формула «0+Х»): здесь нет единой конституции, единых высших государственных органов, единой территории, единого гражданства. Субъекты конфедерации имеют право сецессии (свободного выхода из союза государств) и обладают правом нуллификации – правом отказа в признании или отказа в применении актов союзной власти. Правовой основой конфедерации является договор, но не конституция. Конфедерации создают не граждане, а правительства.

В настоящее время известны и другие, но (пока?) менее распространенные формы государственного устройства: федеративизм – асимметричные взаимоотношения между федерированным государством и более крупной федеративной державой («содружество» типа США – Пуэрто-Рико, США – Гуам); ассоциированная государственность – ослабленный вариант предыдущей формы (США – Микронезия, США – Маршалловы острова); квазифедерация («уния» типа Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, «лига» типа Ассоциации государств Юго-Восточной Азии); «кондоминиум» (типа совместного протектората, совладения  Франции и Урхельского епископа Испании над Андоррой).

Идея ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА возникла как реакция на угрозу злоупотребления властью, как попытка поставить заслон действительным злоупотреблениям. Правовым признается демократически устроенное государство, где власть осуществляется при строгом соблюдении законности, а в основу такого государства положена свобода личности с ее неотъемлемыми правами. Последний момент очень важен: в государстве могут строго соблюдаться законы, но это могут быть бесчеловечные законы. Поэтому для правового государства важно не только строгое следование законам, но и демократический характер самих законов (правовое закрепление и обеспечение прав человека). Таким образом, как и любое государство, правовое государство обладает верховной властью в обществе, однако эта власть имеет свою границу – она не может быть распространена на неотъемлемые права личности.