Макроэкономика как раздел экономической теории. Макроэкономическая нестабильность. Инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, страница 38

В рыночную экономику Россия вошла с большим внешним и внутренним долгом. В частности, внешний долг России составил более 150 млрд. долларов, причем 2/3 этого долга падало на долг бывших союзных республик перед другими странами, правопреемницей которого стала РФ. Надо заметить, что и России были должны – не менее 100 млрд. Но это были долги, взятые под политические цели, чтобы поддерживался просоциалистический режим в этих странах: Афганистан, Алжир, Ливия, Куба и т.д. Долги эти были токсичны, т.е. возврата их не следовало ожидать. Перестроечный процесс резко увеличил и внутренний долг, особенно во время процветания рынка ГКО (государственных краткосрочных облигаций), которые были основным способом покрытия бюджетного дефицита. Формировалась гигантская финансовая пирамида ГКО. Этот внутренний рынок вымыл все частные инвестиции в реальном секторе экономики, поскольку все ресурсы перешли на этот рынок, который давал высокую доходность (до 200% годовых). Средств на социальное развитие не было, надо было выплачивать проценты по ГКО. В 1998 произошел дефолт, когда государство фактически признало свою неспособность выплачивать долги по этим займам, кроме того был наложен мораторий на внешнее инвестирование. После 1998 года началась полоса оживления российской экономики на базе девальвации рубля и повышения цен на нефть. Начиная с 2001 года, стал формироваться профицит бюджета. В 2006 году этот профицит составил примерно 7% ВВП. Это позволило российскому правительству сформировать золотовалютные резервы, из которого формировались два фонда: Резервный фонд (распоряжается Правительство в целях финансирования государственных расходов) и Фонд национального благосостояния (для финансирования пенсионного фонда и софинансирования пенсий). Этот профицит позволил досрочно расплатиться с Парижским клубом по внешнему долгу (22 млрд долларов). В этих условиях внешний долг России снизился примерно до 3 % ВВП.

Финансовый кризис 2008 года вызвал необходимость передислокации политики, потому что возник циклический бюджетный дефицит, в частности, в 2009 году он был равен 8.9% ВВП (примерно 3 трлн рублей). Государство приняло фискальный антикризисный пакет, в который входили инвестиции на капитал определенных отраслей, гарантии по взятым кредитам и погашения облигационных займов. В частности, 25% этого фискального пакета досталось нефтегазовому сектору, а 42% - банковскому. При этом государство поддержало отдельные отрасли, среди которых можно назвать следующие: оборонно-промышленный комплекс (погасили все кредиты), строительная отрасль (выкуп части квартир и финансирования части ставки кредита/ипотеки), автомобильная промышленность (закуп автомобилей - КАМАЗ, погашение кредитов – ГАЗ, ВАЗ, вливание финансов – ВАЗ). Кроме того, были поддержаны смежные им отрасли.

Вся совокупность антикризисных мер не всегда была своевременна и не всегда эффективна, потому что эти фискальные меры не накладывались на соответствующие изменения самих институтов власти, в частности – судебной системы, которая не проводила банкротства, реструктуризации долгов. Поэтому государство, чтобы реализовывать программы, чтобы поддержать экспорт, вынуждено занимать. Сейчас растет госдолг, как внутренний, так и внешний. По прогнозам этот долг к 2012 году составит 15,4% ВВП. Нужно сказать, что, прибегая к внутренним займам, государство поменяло тактику: вместо краткосрочных займов пытается перейти к средне- и долгосрочным заимствованиям, поскольку такие займы не ставят государство в жесткую зависимость от ликвидности ресурсов. Что касается внешних займов, здесь следующее: строго целевое их использование, минимизация стоимости обслуживания этих займов. 

В итоге всех фискальных мер, на оживление совокупного спроса пришлось лишь 19% фискального пакета, а все остальное – на долги, гарантии и прочее. Проблема задолженности России остается. Что касается налоговой системы, здесь планируются следующие изменения: планируется изменение Единого социального налога, уменьшены страховые выплаты для малого бизнеса, уменьшен налог на прибыль, но введен налог на добычу углеводородов. Все эти меры дадут возможность не ввергнуться в новую рецессию, а поддержать оживление.