Макроэкономика как раздел экономической теории. Макроэкономическая нестабильность. Инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, страница 29

А рынок инвестиционных ресурсов сформировал иную деловую активность.

Уровень цен стал ниже. Падение ставки процента стимулировало инвестиционный спрос, а инвестиционный спрос стимулировал падение цен.

Центральный банк не может бесконечно долго менять предложение денег, потому что ставка процента будет бесконечно падать. Эту политику снижения ставки процента нельзя проводить бесконечно долго, потому что нельзя, чтобы ставка процента упала до критического уровня, когда экономика попадает в «ликвидную ловушку» (когда ставка процента низкая, денег в экономике много, начинают разворачиваться инфляционные процессы, несмотря на то, что ставка низкая инвестиций нет, потому что в это время при низкой ставке процента резко дорожают ценные бумаги с фиксированным доходом, поэтому фирмы не могут привлечь инвестиции, продавая ценные бумаги, они становятся дорогими и их не покупают).

Например, номинальная цена облигации – 1000 д .е. Эти облигации выпустились с 10% купонным доходом i = 10%. Они дают ежегодный доход 100 д. е. Но кода в результате политики центрального банка ставка процента пошла вниз i = 3%, 100 д. е. будет не 10% доход, а 5% доход.

– цена облигации, потому что именно двухтысячная облигация по 5% даст доход 100 д. е.

Это и есть пример ликвидной ловушки.

Но денежно-кредитная политика имеет определенные преимущества перед налогово-бюджетной политикой:

·  Гибкость и быстрота денежно-кредитной политики.

·  Аполитичность денежно-кредитной политики, поскольку центральный банк проводит свою политику независимо от давления лоббистских группировок.

·  Денежно-кредитная политика не имеет «эффекта вытеснения», который присущ налогово-бюджетной политике. Когда государство ради финансирования своего дефицита, выпускает государственные ценные бумаги, облигации и их размещает, и тем самым свободные денежные ресурсы у экономических субъектов как бы изымаются. Денег становится меньше, они дорожают, ставка процента растет, и инвестировать становится не выгодно. В этом случае говорят, что частный бизнес вытесняется с рынка инвестиций.

Но денежно-кредитная политика имеет и определенные недостатки:

·  Она может давать сбои (как мы видели на примере «ликвидной ловушки»), поэтому следует различать краткосрочную и долгосрочную политику. В долгосрочном периоде нельзя бесконечно увеличивать предложение денег. В долгосрочном периоде при управлении денежной массой применяется правило Фридмана, а именно – темп роста денежной массы должен соответствовать темпам роста ВВП с учетом темпа инфляции.

·  Она может быть самонейтрализуемой. Если центральный банк повышает предложение денег, ставка процента падает, экономические субъекты начинают обналичивать деньги, а это уменьшает денежное предложение.

·  Она не может быть абсолютно независимой, и в этом смысле она не всегда эффективна. Если правительство оказывает давление на необходимость кредитования убыточных производств или финансирования бюджетного дефицита, то понятно, что цели денежно-кредитной политики будут плохо достижимы.

·  Она не всегда точна, потому что и для денежно-кредитной  политики характер временной лаг от введения инструмента воздействия до получения эффекта (система передаточных механизмов срабатывает не мгновенно). Если экономика находится в стадии спада, и центральный банк стимулирует подъем, то за время прохождения этого лага может измениться ситуация в экономике и она уже окажется на стадии подъема, а тогда произойдет перегрев.

·  Денежно кредитная политика трудно сочетаема с налогово-бюджетной политикой, в частности, когда государство, пытаясь погасить бюджетный дефицит, выпускает государственные ценные бумаги, порождает «эффект вытеснения» за счет роста ставки процента, и чтобы удержать эту ставку, не дать ей повышаться, центральный банк увеличивает предложение денег, а это вызывает инфляцию.