Макроэкономика как раздел экономической теории. Макроэкономическая нестабильность. Инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, страница 31

·  Низкая капитализация банков, недостаточная величина уставного капитала, а отсюда – недостаточная надежность банков. Определенную лепту сюда внесла система государственного страхования вкладов.

·  Банки в основном отягощены краткосрочными пассивами (вкладами), и поэтому они не могут кредитовать долгосрочные проекты. Поэтому на сегодняшний день обсуждается проблема увеличения собственных банковских резервов и увеличения уставного капитала банка.

В условиях современного финансового кризиса главная проблема, которая стояла перед банками – выстоять, не развалиться, исключить опустошительный набег вкладчиков, которые забрали все свои вклады из банков, но тем не менее депозиты упали примерно на 20%, а валютные вклады увеличились до 120 миллиардов долларов – примерно 10% ВВП. В том, что банковская система устояла, сыграли свою роль антикризисные меры Правительства, которые сводились к следующим направлениям:

·  Расшивка банковской ликвидности – увеличение денежных ресурсов. Центральный Банк снизил норму обязательного резервирования до 0,5%.

·  Министерство Финансов разместило на банковских депозитах бюджетные средства в размере 605 миллиардов рублей.

·  Были выданы кредиты на 900 миллиардов рублей 3-ем банкам – ВТБ, Сбербанку и Россельхозбанку.

·  Были выкуплены акции на сумму 420 миллиардов рублей.

Благодаря этим мероприятиям проблема ликвидности в банковской системе была решена. Тем самым была также решена и проблема токсичных активов – кредитов, которые трудно вернуть.

05.05.11

В своих стремлениях обеспечения ликвидности банков, не допуска массового банкротства банков во время финансового кризиса государство порой поддерживало банки, которые не являлись системообразующими (значимыми для экономики), например, Связьбанк, КИТ Финанс. Кроме того, денежные ресурсы, которые были направлены государством превратились либо в валюту, либо в какие-то материальные ценности, которые банки приобретали, либо на них покупали корпоративные облигации, которые входили в ломбардный список Центрального Банка, которые (эти облигации) можно оставлять под залог. Движение в области кредитования реального сектора экономики началось лишь в марте 2010 года. Сейчас перед банками стоит задача увеличения уставного капитала в 5 млн. евро, а также решение проблемы платежеспособности банков. В частности, предлагается увеличить собственные резервы банков.

Налогово-бюджетная политика

1.  Налоги, их виды и роль в экономике.

2.  Государственный бюджет, его структура.

3.  Бюджетный дефицит и государственный долг. Проблема финансирования бюджетного дефицита.

4.  Налогово-бюджетная политика в целом, ее виды, ее достоинства и недостатки.

1.  Налоги – безвозмездные изъятия в пользу государства. Они сопровождают человечество с давних пор и в переводе «фискал» - сборщик налогов.

Виды налогов.

С точки зрения адресности, направленности все налоги делятся на:

·  Прямые налоги – имеют четкого адресата. Это, например, подоходные налоги с граждан, налоги на прибыль корпораций, налоги на имущество физических и юридических лиц.

·  Косвенные налоги – налоги, которые включены в цену товаров либо в какой-то абсолютной сумме, либо в процентах. Они не имеют четкого адресата. Почему? Потому что каждый потребитель, приобретая товары и услуги, в цену которых входят налоги, автоматически их оплачивает, поэтому косвенные налоги называют «налогами на расходы потребителей». В отличие от прямых, они обладают рядом преимуществ:

o  Их легко собирать, достаточно купить товар или услугу.

o  Если прямые налоги (налог на прибыль, подоходный налог) вызывают протест, то косвенные налоги этого протеста не обнаруживают. Протест скорее вызывают цены, которые разбухают под влиянием этих налогов.

К косвенным налогам относятся:

§  Акцизы - налоги, которые включены в цену определенных товаров.

§  Налог на добавленную стоимость (НДС) – оплачивает каждый производитель на любой стадии производства (но существуют исключения).