Макроэкономика как раздел экономической теории. Макроэкономическая нестабильность. Инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, страница 34

·  Открытость и гласность бюджетов всех уровней. Этот принцип означает, что любая статья бюджета является продуктом многочисленных обсуждений и принимается путем открытого голосования. В этой связи, этот процесс не исключает, а предполагает влияние различных политических группировок для принятия решений, а значит, не исключает лоббирования, значит, принятие бюджета – это всегда политический процесс и это очень долгий процесс.

·  Принцип превентивности бюджета. Означает, что бюджеты разных уровней должны быть приняты до начала года деловой активности. Иначе все экономические субъекты, финансируемые за счет этого бюджета, не будут иметь средств. Надо заметить, что не во всех странах год деловой активности начинается 1 января.

·  Принцип самостоятельности бюджетов разных уровней, который означает, что, во-первых, каждый бюджет должен иметь самостоятельные источники доходов. Эти доходы формируются за счет разных налогов, которые закреплены за тем или иным уровнем бюджета. Во-вторых, это расщепление федеральных налогов на различные доли и направление их на различные уровни бюджетов. В-третьих, за счет перераспределения со стороны федерального бюджета в виде дотаций (безвозмездные вливания на текущие расходы), субвенций (безвозвратные финансовые вливания, но уже на строго определенные цели), субсидий (тоже безвозмездные вливания, но уже идут на началах софинансирования) и просто трансфертов. Что касается расходной части, то бюджеты могут сами определять свои расходные статьи, но при этом, есть обязательные статьи, которые нельзя не включать (расходы на финансирование больниц, школ). Расходная часть бюджета формируется на основе принципа субсидиарности, то есть каждый уровень управления должен включать такие расходы, которые для него под силу (только он может выполнить их эффективно).

·  Принцип ответственности бюджетов разных уровней. Это значит, что каждый бюджет самостоятельно должен решать проблему сопоставления доходных и расходных частей и самостоятельно покрывать недостаток средств, возможно прибегать к займам. Любой уровень бюджета имеет право секвестрировать бюджет, то есть урезать расходные статьи (кроме социально защищенных, обязательных). В истории бюджетного устройства наблюдались три основных подхода к состоянию бюджета:

o  На конец XIX- начало XX веков существовал подход, согласно которому бюджет надо балансировать ежегодно, чтобы не было дисбаланса между расходами и доходами. Такой подход имел право на существование, потому что и экономики, и бюджеты были достаточно просты и государство мало вмешивалось в экономику.

o  Уже в XX столетии выдвинулся другой подход: бюджет надо балансировать циклически. Во время подъема появляются дополнительные доходы, которые можно использовать во время спадов (увеличиваются расходы).

o  Третья концепция: функционального бюджета. Смысл в том, что балансировать надо вообще не сам бюджет, а экономику и здесь все средства хороши. Бюджет здесь рассматривается лишь как средство, поэтому дефицит, согласно данной концепции, это еще не признак плохого бюджета, более того, если государство свои расходы направляет на изменение структуры производства, на исполнение проектов, выходящих за рамки одного года, то возникший дефицит – это не проблема, поскольку эти государственные расходы обернутся в дальнейшем ростом экономики и проблема дефицита будет решена.

Три состояния бюджета:

1.  Доходы = Расходы (сбалансированный бюджет).

2.  Доходы больше Расходов (профицит).

3.  Доходы меньше Расходов (дефицит).

Следует различать несколько видов бюджетного дефицита. Дефицит может быть фактический (фактически сложился), структурный (такой дефицит, который возможен в условиях полной занятости ресурсов), циклический (представляет собой разницу между фактическим и структурным дефицитом).

3.  Бюджетный дефицит и государственный долг.