Макроэкономика как раздел экономической теории. Макроэкономическая нестабильность. Инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, страница 35

Бюджетный дефицит – это одно из состояний бюджета, которое нельзя однозначно определять, оценивать но, тем не менее, с ним надо что-то делать, надо его финансировать. Финансирование может происходить за счет разных путей. Один из вариантов: напечатать деньги для покрытия дефицита, самый простой, но далеко не самый хороший для экономики, т.к. возникает сеньораж (инвестиционный налог) и эффект Танзи-Оливера (государство теряет в налоговых поступлениях). Второй путь: путь скрытой эмиссии (государство откровенно деньги не печатает, но берет кредит у центрального банка и за счет этого кредита проплачивает все свои задолженности, эти проплаты проходят по счетам коммерческих банков, у банков увеличиваются денежные средства для кредитования и в этой связи начинает в экономике мультиплицироваться денежная масса). Третий путь: государство прибегает к выпуску государственных ценных бумаг и их размещению среди экономических субъектов. Тем самым государство уменьшает денежное предложение в экономике, деньги дорожают, ставка процента растет, что негативно сказывается на деловой активности.

Накопленные бюджетные дефициты за минусом бюджетных излишков формируют государственный долг, который различается, прежде всего, на внутренний (долг резидентам) и внешний (долг нерезидентам). Различие между внутренним и внешним долгом отнюдь не только это, они разные с точки зрения напряженности выплат. Внутренний долг проще отдавать – только государству принадлежит функция установления и сбора налогов, государство может обратиться к займам и финансировать этот государственный внутренний долг создавая «финансовую пирамиду» - делать дополнительные транши (выпуски) ценных государственных бумаг и рассчитываться с предыдущими заемщикам (инвесторами). Внешний же долг не восприимчив к этим способам финансирования (не приемлет эти формы погашения долга). Для погашения внешнего долга нужно пожертвовать частью национального богатства (имущество, земля, золотовалютные резервы).  Кроме того, величина внешнего долга очень уязвима к динамике валютного курса.

В Еврозоне предел уровня государственного долга – 60%.

По абсолютной величине долга нельзя говорить о его напряженности, потому что всегда нужно соотносить с уровнем ВВП.

Есть плюсы государственного долга:

Если государственный долг используется для наращивания в будущем налогооблагаемой базы, для структурных изменений экономики, для развития человеческого потенциала, то естественно, такой долг нельзя оценивать отрицательно. Кроме того, госдолг оборачивается доходом для тех, кто имеет на руках государственные облигации.

Минусы

·  Если государственный займ тратится на приобретение продовольствия, на поддержание убыточных и неэффективных производств, на содержание военного комплекса, то такого рода траты не вызывают роста налогооблагаемой базы в экономике. Экономика попадает в «беличье колесо», гос-во вынуждено снова занимать только для того, чтобы рассчитаться по предыдущим долгам и экономика в этом случае стагнирует.

·  Вызывает усиление неравенства в распределении дохода, это означает, что государственные облигации покупают, как правило, высокодоходные слои населения. Бремя же выплат по процентным доходам ложится на всё население, это значит, что население платит больше налогов.

·  Государственный займ порождает противоречия между территориями и поколениями. Это касается долгосрочных займов, т.е. занимают и расходуют этот займ сейчас, а его погашение наступает через 15-20-30 лет. Берут одни, а расплачиваются другие.

·  Государственные займы вызывают эффект вытеснения частного бизнеса с рынка инвестиций.

·  Государственный займ (внешний) требует потери части стоимости произведенного нац. продукта.

·  Снижается международный престиж страны, она получает ввиду понижения валютного курса, инвестиционного климата, меняет кредитный рейтинг страны, что вызывает особое отношение других стран.