Макроэкономика как раздел экономической теории. Макроэкономическая нестабильность. Инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, страница 33

Заключение по принципам:

Нельзя думать, что вышеназванные принципы могут реализовываться со стопроцентной точностью, более того принцип справедливости может противоречить принципу эффективности, так как, если будет слишком жесткая прогрессивная шкала подоходного налога, и имеющие высокий доход будут платить большие доходы, то это создаст препятствия для развития производства, поскольку будет невыгодно много зарабатывать. Поэтому налоговая система постоянно имеет вид маятника, она качается то в сторону эффективности, то в сторону справедливости. Налоговая система часто меняется.

Значение налогов:

·  Фискальная функция – налоги - это главный источник расходов государства, и вся история экономики  говорит о том, насколько изощрена была система налогов по мере продвижения человечества к вершинам цивилизации.

·  Стимулирующая функция – с помощью налогов можно стимулировать, во-первых, быстрое обновление основного капитала (ускоренная амортизация), во-вторых, развитие депрессивных  районов. В-третьих, можно обеспечить инновационность развития экономики, когда затраты, которые пошли на НИОКР, не включаются в сумму, облагаемую налогом.

·  Распределительная функция – с помощью налогов перераспределяются доходы от высокооплачиваемых слоев населения к низкооплачиваемым слоям.

·  Асоциальная функция – когда государство с помощью налогов пытается уменьшить потребление асоциальных товаров, например, табачных или вино-водочных изделий.

2.  Государственный бюджет – это центральное звено финансовой системы, которое показывает доходы государства, их источники, а также его расходы.

Доходы

Расходы

1.  Налоги:

·  Прямые

·  Косвенные

2.  Отчисления в социальные фонды.

3.  Доходы от предпринимательской деятельности государства.

4.  Доходы от внешнеэкономической деятельности.

5.  Прочие поступления.

1.  Расходы на национальную безопасность и содержание всех правоохранительных органов - до 30% всех расходов.

2.  Расходы на социальное развитие общества (сфера культуры, образования, медицины и т. д.) – до 35-40% (но не в России).

3.  Поддержка отдельных отраслей (общественный транспорт, с/х и т. д.).

4.  Обслуживание государственного долга – до 15%.

5.  Содержание государственного аппарата – до 5-6%.

12.05.11

Комментарий.

Государственный бюджет не только раскрывает структуру доходных и расходных частей, но и является показателем развития экономики, ее эффективности. В частности, в странах с достаточно высоким уровнем развития, в доходной части бюджета преобладают прямые налоги (причем даже не налог на прибыль как прямой налог, а подоходный налог). В странах же с менее развитой экономикой, особенно в странах административного типа, акцент делается на косвенные налоги как признание неэффективности производства и неуверенности в сборе прямых налогов (косвенные собирать гораздо легче). Что касается расходной части бюджета, то страны с высоким уровнем развития по минимуму финансируют само производство, поскольку производство здесь финансирует частный бизнес, поэтому расходы на социальное развитие занимают более трети расходной части. Для стран же с менее развитой экономикой, для экономик административного типа, где государство несет большое бремя расходов на финансирование производства (которое может даже достигать 100%-ого финансирования), расходы на социальное развитие финансируются по остаточному принципу.

Государственный бюджет как центральный финансовый план государства входит в так называемый консолидированный бюджет (совокупность бюджетов разных уровней, включающая в себя федеральный, региональные и местные бюджеты). В этой связи большое значение имеет межбюджетные отношения по распределению правомочий между бюджетами разных уровней – бюджетный федерализм. Какое бы ни было бюджетное устройство, оно предполагает соблюдение определенных принципов: