· Зарубежные валютные займы очень тесно реагируют и связаны с валютным курсом и если курс валюты подешевел, значит больше надо отдавать национальной валюты.
4. Налогово-бюджетная политика. Политика управления деловой активностью в экономике на основе таких инструментов как: государственные расходы, налоги и сальдо госбюджета. Самым прямым и непосредственным инструментом, воздействующим на деловую активность, являются государственные расходы, хотя и они имеют свои минусы (гасит конкурентную среду, ставит бизнес в неравное положение). Налоги более опосредованы, т.к. они вначале оказывают влияние на изменение доходов, а уже затем измененные доходы будут оказывать влияние на изменение потребительского спроса. Но налоги являются более рыночным инструментом, чем государственные расходы, поскольку они не нарушают рыночную конкуренцию.
Налогово-бюджетная политика бывает разная и различают 2 ее разновидности:
· Дискреционная – политика, которая основана на принятии специальных решений в области государственных расходов и налогов.
o Экспансионистская – проводится во время экономического спада и предполагает экспансию (расширение) государственных расходов и снижение налогов.
o Рестриктивная – проводится во время инфляционного перегрева и потому предполагает сокращение государственных расходов и увеличение налогов.
· Автоматическая – действует на основе ранее принятых решений, на основе ранее встроенных стабилизаторов в виде прогрессивных подоходных налогов и социальных трансфертов, которые автоматически либо сразу сокращают совокупный спрос во время инфляционного перегрева, либо увеличивают СС во время экономического спада.
Выбор той или иной политики будет зависеть от состояния экономики и от степени спада или подъема. Как правило, во время разгула инфляции, сокращают государственные расходы, а если надо подстегнуть деловую активность, сокращают налоги.
И государственным расходам, и налогам присущ мультипликационный эффект, но мультипликационный эффект расходов больше чем эффект налогов.
19.05.11
Дискреционная политика обладает эффектом мультипликации. Эффект мультипликации разный у государственных расходов и налогов, а именно, государственные расходы обладают большим мультипликационным эффектом, а налоги – меньшим. Пример:
Mg = .
Где, Mg – мультипликатор государственных расходов, – государственные расходы.
Поскольку государственные расходы по силе воздействия на увеличение ВВП (изменение ВВП) аналогичны (разницы нет, кто расходует – государство или частные фирмы, все равно появляется цепочка доходы-расходы-доходы…) автономным инвестициям, поэтому:
Mg = = .
Это формула простого мультипликатора государственных расходов. Пример:
∆ G увеличились на 50 (во время спада, чтобы стимулировать совокупный спрос). Пусть MPC = 0.8 MPS = 0.2, тогда Mg = 5, поэтому ∆ ВВП = 250. То есть, ВВП увеличился на 250. Есть формула сложного мультипликатора, которая будет учитывать утечки в виде налогов и расходов на импорт:
Mg =
Где, tн – налоговая ставка, m – предельная склонность к импортированию, показывающая, как изменяются расходы на импорт при изменении на единицу.
Этот мультипликатор будет всегда меньше, и мультипликация будет идти медленнее.
Мультипликатор налоговый. Он показывает, как прирастают доходы (ВВП) под влиянием изменения налогов.
Mt =
Во время экономического спада налоги снижаются, тогда доходы увеличиваются.
Пусть ∆ Т уменьшилось на 50, тогда доходы выросли на 50, они расщепляются на 40 (потребление) и 10 (сбережение), если коэффициенты 0.8 и 0.2.
Mt = ; Mt = = 4
В данном случае мы получим прирост ВВП 50 х 4 = 200.
Это обстоятельство, что у них разный мультипликационный эффект (у расходов и налогов) используется в налогово-бюджетной политике, а именно если надо резко изменить совокупный спрос во время спада, то акцент делается на государственных расходах. Если же нужно умеренное снижение совокупного спроса во время перегрева, то прибегают к увеличению налогов, которые обладают меньшим мультипликационным эффектом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.