Макроэкономика как раздел экономической теории. Макроэкономическая нестабильность. Инструменты денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, страница 30

Подведем итог. Денежно-кредитная политика, являясь важной составляющей макроэкономической политики, предполагает большое искусство в управлении макроэкономикой, тем более, что все движения в области ставки процента отражаются не только на деловой активности, но и на валютном курсе. Например, ставка процента упала, иностранный капитал в данную экономику не идет, не выгодно. Национальный капитал эмигрирует, ему тоже не выгодно вкладываться под такую низкую ставку процента. Поэтому спрос на национальную валюту сокращается, а, значит, она начинает дешеветь. Центральному банку постоянно приходится лавировать между проведением эффективной денежно-кредитной политики и контролем над динамикой валютного курса. И, как правило, во время инфляции государство резко сокращает денежную массу, а во время экономического спада центральный банк использует ставку процента.

8.  Денежно-кредитная политика в России. Еще в дореволюционной России сформировалась банковская система в последней трети XIX века, был создан центральный банк и коммерческие банки. Отличительной особенностью российских коммерческих банков было то, что они на 94% работали на собственном капитале. Понятно, что революционные события перечеркнули процесс формирования банков, и в советской экономике были созданы государственные банки, где главным был – Госбанк СССР, который выполнял функции центрального банка. А также была создана сеть специальных коммерческих банков: Сбербанк, Внешэкономбанк и Промстройбанк. Коммерческие банки тоже были призваны кредитовать все отрасли экономики, но принципы кредитования (возвратность, платность и др.) не соблюдались. Очень часто они просто списывались.

Период экономической трансформации 90-ых годов вызвал волну акционирования банков, то есть их коммерсализацию. И с самого начала этого процесса обозначились два направления, по которым создавались эти коммерческие банки:

·  Создание коммерческих банков на базе бюджетных средств – Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ (Внешторгбанк).

·  Создание банков на конкурентной основе, то есть, они должны были привлекать на свои счета денежный средства вкладчиков. Рядом шел процесс создания карманных отраслевых банков.

Условия создания банков были очень неблагоприятными, поскольку был высокий уровень инфляции. До 1998 года было трудно привлечь средства и ставка рефинансирования доходила до 210%. Кроме того, банки держали очень много ресурсов в государственных ценных бумагах (ГКО – государственные краткосрочные облигации), и когда в 1998 году случился дефолт, эти банки обанкротились. Вторичное становление банковской системы началось после 1998 года. Его обусловили следующие факторы:

·  Победа над инфляцией.

·  Рост доходов населения на базе роста ВВП.

·  Либерализация банковского сектора, куда был допущен иностранный капитал, который мог покупать акции российских банков. И в этой связи началась конкуренция в банковской сфере, причем не только за вкладчиков, но и по культуре обслуживания. Изменилась и техническая оснащенность банков.

Отрицательные стороны развития банковской сферы в России:

·  Банковский монополизм, когда на долю 3-ех крупнейших банков (ВТБ, Сбербанк и Газпромбанк) приходится 25% всех активов и 65% всех депозитов. На долю 4-ех банков – Альфабанк, Уралсиббанк, Росбанк и Русский Стандарт – 8% активов, на зарубежные – 7% (150 банков, из которых половина основана на 100% иностранном капитале), а 59% - на остальные (около 1300 банков).

·  Банки-монополисты осуществляют свою доминирующую роль в области диктата тарифов за различного рода банковские услуги, и конечно, в проявлении недобросовестной конкуренции, поскольку они изначально поставлены в привилегированное положении в привлечении ресурсов, в частности, ВТБ располагает 94% пенсионных накопительных счетов.

·  Российские банки не отвечают международным стандартам.