Есть понятие мультипликатора сбалансированного бюджета. Это когда падение, например, доходной части надо компенсировать изменением расходов или наоборот. Если государство, например, во время спада, одновременно и увеличивает государственные расходы, и увеличивает налоги на ту же самую величину, то возникает мультипликатор сбалансированного бюджета, который всегда равен 1.
Пусть ∆ G увеличивается на 50, ∆Т тоже увеличилось на 50. Mg = 5 (ВВП увеличится на 250), Mt = 4 (ВВП уменьшится на 200). Общий прирост ВВП = 250 – 200 = 50. Это ровно столько, на сколько менялись государственные расходы и налоги, поэтому мультипликатор здесь = 1.
· Автоматическая налогово-бюджетная политика. Предполагает использование так называемых автоматических стабилизаторов и не предполагает принятие специальных решений в области государственных расходов и налогов. Что выступает в качестве автоматических стабилизаторов? Прогрессивные подоходные налоги и социальные трансферты. Эти стабилизаторы они позволяют удерживать совокупный спрос от большого падения и от большого взлета. Во время экономического спада прогрессивная налоговая шкала снижается, налогов изымается меньше, но зато трансфертов выплачивается больше. Это обстоятельство сдерживает падение совокупного спроса во время спада, но зато порождает бюджетный дефицит. Во время подъема, наоборот, изымается больше налогов с возрастающих доходов, а социальные трансферты уменьшаются. Формируется так называемый бюджетный излишек и это сдерживает рост этого перегретого совокупного спроса.
· Эти встроенные стабилизаторы ни в коем случае не устраняют цикличность в экономике, а лишь сглаживают амплитуду изменений деловой активности, поэтому автоматическая налогово-бюджетная политика не может существовать без дискреционной, она должна быть ею дополнена.
· Поскольку автоматические стабилизаторы существуют всегда, на основе ранее принятых решений, то автоматической политике не присущ временной лаг.
· Степень воздействия на деловую активность встроенных стабилизаторов будет зависеть от степени прогрессивности налоговой шкалы. Если это будет более прогрессивная шкала, то воздействие более сильное. Здесь нужно учитывать кратко- и долгосрочное воздействие на экономику, а то сильно прогрессивная шкала может значительно срезать деловую активность.
· Бюджетный дефицит и бюджетные излишки, возникающие во время действия автоматических стабилизаторов, выступают своеобразными амортизаторами деловой активности.
Эффективность налогово-бюджетной политики в целом. Общий вывод.
Прежде всего, налогово-бюджетная политика не безупречна, она порождает бюджетный дефицит, она может порождать инфляционные процессы, поэтому эффективность экспансионистской налогово-бюджетной политики будет зависеть от того, насколько умело государство управляется с бюджетным дефицитом, насколько умело финансирует его. А рестриктивная налогово-бюджетная политика будет эффективна в том случае, когда государство возникающие бюджетные излишки не пускает в денежный кругооборот снова (не выплачивает проценты по облигациям, не выплачивает трансферты), а замораживает его. В противном случае будут возникать инфляционные процессы. В целом нужно сказать, что налогово-бюджетная политика достаточно надежная политика для преодоления цикличности в экономике. Вместе с тем, нужно заметить, что налогово-бюджетная политика имеет недостатки:
· Политизированность – очень много времени на обсуждение, большое влияние политических группировок.
· Большой временной лаг (принятие решения – воздействие), поэтому трудно достичь точности.
· Эффект вытеснения.
Налогово-бюджетная политика России.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.