2. Законодательство по аудиторской деятельности: 1) Временные правила по аудиторской деятельности, которые были изданы 22.11.1993 № 2263; 2) Закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ от 30.12.2008; 3) Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 190-ФЗ от 20.03.2002; 4) Постановление Правительства от 12.06.2002 №409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита»; 5) Федеральные стандарты аудиторской деятельности. Все законодательные документы подразделены на 5 уровней: 1) Федеральное законадательство. Закон «Об аудиторской деятельности»; 2) Федеральные стандарты аудиторской деятельности (правила аудиторской деятельности); 3) Иные нормативные документы; 4) Стандарты профессиональных аудиторских объединений; 5) Внутрифирменные стандарты. В соответствии с ФЗ «О СРО» от 1.12.2007 № 315-ФЗ под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации. СРО аудиторов признается НКО, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. НКО приобретает статус СРО аудиторов с даты ее включения в государственный реестр СРО аудиторов. Для этого она должна соответствовать следующим требованиям: 1) объединения в составе СРО в качестве ее членов не менее 700 ФЛ или не менее 500 коммерческих организаций; 2) наличия утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов и принятого кодекса профессиональной этики аудиторов; 3) обеспечения СРО аудиторов дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами посредством формирования компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов.
3. Планирование аудита является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку общего плана с указанием ожидаемых объемов, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы. Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть срок проведения аудита и составить график его проведения, подготовки отчета и аудиторского заключения. В общем плане также определяется способ проведения аудита на основании предварительного анализа, оценки системы внутреннего контроля, оценки рисков. В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует выборку. В общем плане рекомендуется также предусмотреть: а) формирование аудиторской группы, численность привлекаемых квалифицированных аудиторов; б) распределение аудиторов по конкретным участкам аудита; в) инструктирование всех членов команды об их обязанностях и т.д. Программа – это детальный перечень процедур. Она служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и является средством контроля качества работы аудиторов. Программа оформляется документально, каждая процедура оформляется кодом, чтобы аудитор в процессе проверки мог сделать ссылку в рабочие документы. Все аудиторские процедуры делятся на 2 типа: 1) тесты средств контроля (перечень вопросов); 2) процедуры по существу (проверка оборотов и сальдо счетов). Общий план и программа проверки должны быть документально оформлены и завизированы. При составлении программы используются следующие критерии: 1) полнота отражения операций; 2) существование, т.е. все активы и пассивы действительно существуют на отчетную дату, а хозяйственные операции имели место в отчетном периоде; 3) прав и обязательств. Действительно, что все активы принадлежат собственнику за счет источников; 4) представление. Информация, отраженная в отчетности раскрыта и описана; 5) оценки. Все элементы отчетности приведены в оценке существующим нормативным документом; 6) точности. Все операции отражены арифметически точно; 7) налогообложения. Правильность отражения налогов по отдельным операциям. В ходе аудиторской проверки возникает 2 вида риска: 1) предпринимательский риск: неполучение вознаграждения аудитором за проделанную работу; вероятность применения к аудиторской организации штрафных санкций за нарушение условий договора о выдаче ложного заключения. 2) аудиторский риск – это допускаемая вероятность того, что БО отчетность может содержать не выявленные существенные ошибки после подтверждения ее достоверности. Аудиторский риск делится на: 1) внутрихозяйственный (присущий) риск – субъективная уверенность аудитора в том, что отражение хозяйственной операции осуществляется с искажениями, в результате чего сальдо счетов отражены неверно. 2) контрольный риск (риск средств контроля) – субъективная уверенность аудитора в том, что существующие на предприятии и регулярно применяемые средства системы БУ и системы внутреннего контроля не могут своевременно обнаруживать и исправлять нарушения и препятствовать их возникновению. 3) риск необнаружения – риск того, что в БФО останутся ошибки, необнаруженные в ходе аудиторской проверки. Для оценки аудиторского риска можно использовать 2 метода: 1) оценочный (интуитивный), когда аудитор исходя из своего опыта, знаний, бесед с сотрудниками определяет аудиторский риск на основании отчетности как высокий, вероятный, маловероятный; 2) количественный (расчетный): ПАР = ВР • СК • РН, где ПАР – приемлемый аудиторский риск; ВР – внутрихозяйственный риск; СК – риск средств контроля; РН – риск необнаружения. Данная модель может быть использована только на стадии планирования аудита. Уровень существенности – предельное значение ошибки БО, начиная с которой квалифицированный пользователь с большей степенью вероятности перестает быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Существенность информации – свойство информации об отдельных активах, доходах, расходах, хозяйственных операциях, которое делает ее способной влиять на экономические решения пользователей такой информации. Достоверность БО во всех существенных отношениях – степень точности данных БФО, которая позволяет пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах финансово-хозяйственной деятельности и принимать на их основе обоснованные решения. Уровень выявленных искажений (существенность) имеет 2 стороны: количественную и качественную. С количественной стороны аудитор оценивает, превышается ли количественное значение общей суммы ошибок и искажений в ходе проверки. Качественными искажениями являются: 1) недостаточное или неадекватное описание учетной политики, т.е. пользователь БФО будет введен в заблуждение; 2) отсутствие раскрытой информации о нарушении норм актов, требований в случаях, когда последствия применения штрафных санкций значительно повлияет на финансовый результат. При определении уровня существенности аудитор обязан установить систему базовых показателей и оформить их документально. Используя рекомендованный стандарт, для оценки уровня существенности можно применить следующие показатели: 1) налогооблагаемая прибыль (5%); 2) объем продаж (2%); 3) общие затраты (2%); 4) валюта баланса (2%); 5) собственный капитал (10%).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.