Кредитная политика открытого акционерного общества «Промышленно-строительный банк», страница 7

            С учетом накопленного опыта, Банк будет развивать существующую линию кредитных продуктов таким образом, чтобы они были ориентированы на удовлетворение потребностей заемщиков, и стремиться к увеличению предложения новых стандартных кредитных услуг для корпоративных клиентов.

В целом существенных изменений в структуре спроса на кредитные услуги корпоративным клиентам не ожидается. Как и ранее, основным видом кредитной операции будет выступать «кредитная линия» (составляет порядка 53% кредитного портфеля), как наиболее удобный для клиентов Банка продукт, предоставляющий им возможность регулирования кредитной задолженности и обеспечивающий быстроту получения кредитных средств без дополнительного обращения с заявкой в Банк. Срочные кредиты, предполагающие единовременное предоставление средств, составят до 45% кредитного портфеля. Уровень ссудной задолженности  по овердрафтам будет колебаться в пределах 1%.  

В 2006 г. ожидается возрастание спроса на среднесрочные (до 3-х лет) кредиты для финансирования покупки оборудования, недвижимости, а также на банковские гарантии.

Дальнейшее развитие и повышение эффективности кредитной деятельности в Банке предполагается по следующим направлениям:

-  совершенствование продуктового ряда путем оптимизации условий действующей линейки кредитных продуктов исходя из дифференцированного подхода  к установлению требований различным сегментам корпоративных клиентов  и обеспечению; 

-  повышение конкурентоспособности Банка на рынке среднесрочного и долгосрочного кредитования за счет предложения финансирования экономически эффективных и коммерчески перспективных инвестиционных проектов, связанных с осуществлением капитального строительства или модернизацией предприятий путем приобретения основных средств;

-  увеличение срочности кредитных вложений,  за счет увеличения сроков кредитования оборотного капитала и финансирования инвестиционных проектов, лизинговых операций;

-  разработка схем кредитования с использованием новых видов обеспечения кредитных обязательств (депозитные сертификаты, простые и двойные складские свидетельства, слитки драгоценных металлов);

-  организация  и участие Банка в синдицированных кредитах, главным образом, для крупных компаний;

-  разработка и внедрение  кредитных продуктов, ориентированных на предприятия  малого бизнеса;

-  разработка кредитного соглашения с установлением лимита кредитования и его расходованием в рамках отдельных кредитных договоров;

-  разработка порядка работы с непокрытыми гарантированными аккредитивами для осуществления клиентами Банка расчетов в валюте РФ с получателями средств, обслуживающихся в других банках.

Рынок долговых ценных бумаг

Рынок заимствований в виде выпуска ценных бумаг продолжил активное развитие в 2005г. Так, если на начало прошлого года объем выпущенных рыночных облигационных займов составлял 257 млрд. руб., в т.ч. займов корпораций – 214 млрд. руб., то на начало текущего года эти показатели составили соответственно примерно 415 и 320 млрд. руб. (темп роста составил порядка 50-60%).

Для сравнения рост кредитов предприятиям со стороны банковской системы за прошлый год составил около 33%. Однако, заимствования за счет размещения облигаций пока занимают незначительную долю в долгах российских предприятий (в отличие от практики западных стран) – не более 7% (6,3% - на начало 2005г.).

Тем не менее,  число эмитентов, разместивших облигации за 2005г., увеличилось со 171 до 220 (на 28,7%), а число выпусков с 201 до 267 (на 32,8%), что отражает существенное увеличение размеров размещаемых займов и выпуск многими компаниями по несколько займов – как для рефинансирования имеющейся кредитной задолженности, так и в качестве источника осуществления инвестиций. Причем, на рынок облигаций выходят крупнейшие, наиболее надежные российские предприятия из самых разных отраслей промышленности.

Соответственно, расширение Банком вложений в долговые ценные бумаги в текущем году будет отвечать нескольким задачам:

-  увеличению диверсификации кредитных рисков Банка за счет вложений в долговые ценные бумаги эмитентов, не являющихся заемщиками и/или не обслуживающихся в Банке, в том числе диверсификации по отраслям;

-  в связи с активным развитием рынка облигаций в РФ организация облигационных займов или приобретение долговых ценных бумаг клиентов Банка, которые предпочитают использовать такой способ финансирования, будут отвечать задаче удержания уже привлеченных в Банк клиентов верхнего и среднего  сегмента;

-  замещению части кредитного риска по крупнейшим заемщикам Банка вложениями в долговые ценные бумаги данных предприятий, отвечающие жестким требованиям по  ликвидности таких ценных бумаг, что позволит более гибко управлять кредитным риском по отдельным компаниям и/или группам связанных компаний, на которые установлены лимиты, сопоставимые с 25% капитала Банка.

При этом необходимо отметить, что в финансовом плане Банка не ставится целью активное наращивание портфеля долговых ценных бумаг к концу текущего года. Учитывая колебания процентных ставок по рыночным инструментам, вложения в долговые ценные бумаги помимо кредитного риска несут рыночный риск, соответственно размер портфеля облигаций Банка должен координироваться с прогнозами ситуации на рынке и в случае неблагоприятных тенденций сокращаться во избежание получения потерь в результате падения цен долговых ценных бумаг.

Рынок частных клиентов

В 2006 году планируется дальнейшее увеличение объемов кредитования частных лиц. Развитие системы кредитования частных клиентов будет включать в себя следующие  направления:

-  Сегментация - распределение частных клиентов в однородные группы по размеру чистого ежемесячного дохода на одного члена семьи, в разрезе географических сегментов.

-  Дифференциация предложения различных кредитных услуг по сегментам рынка с учетом спроса, потребностей и платежеспособности каждого сегмента.