Кредитная политика открытого акционерного общества «Промышленно-строительный банк», страница 34

Можно ожидать, что объемы лесозаготовок продолжат расти в 2006 году (примерно на 5%). Контроль за рубками расширится - авиационным и космическим контролем будет охвачена вся территория интенсивного лесопользования России. Также в 2006 году в федеральном бюджете впервые предусмотрено выделение средств для улучшения  транспортной доступности лесных ресурсов.

Прирост в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева может составить около 5%. На фоне роста спроса на мебель и товаров для ремонта дома будет продолжать расти высокими темпами выпуск фанеры, ДВП и ДСП.

Однако, несмотря на текущие достаточно благоприятные прогнозы исходя из спроса на продукцию отрасли, необходимо отметить, что значительно изменить весь режим функционирования отрасли может принятие в 2006 году  нового Лесного кодекса. Вариант, внесенный в Госдуму правительством, предусматривал введение частной собственности на лесные участки.  Это положение вызвало резкую критику и неизвестно, удастся ли его сохранить. Но даже если частная собственность не будет введена, лес будет сдаваться в долгосрочную аренду (сейчас аренда является краткосрочной), что должно снизить коммерческие и инвестиционные риски и должно привести не только к росту лесозаготовок, но и развитию деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности. Но при этом предполагается, что участки будут сдаваться в аренду исключительно на аукционах. Это может привести к массовому банкротству небольших лесозаготовительных хозяйств и будет способствовать формированию вертикально интегрированных холдингов.

Таким образом, можно утверждать, что если для крупнейших предприятий отрасли ситуация является умеренно благоприятной, то для большего числа компаний существует значительная неопределенность с дальнейшим развитием деятельности.

Оборонно-промышленный комплекс РФ (ОПК)

В 2005 году объем произведенной в ОПК промышленной продукции вырос по сравнению с 2004 годом на 2,2%, тогда как годом ранее этот показатель составил 3,2%. Однако в стоимостном выражении рост был весьма существенным: объем экспорта вооружений достиг 6,1 млрд. US $ (в 2004 году - 5,8 млрд. US $), гособоронзаказ составил 187 млрд. руб. (против 148 млрд. руб. в 2004г.).

Разрыв в росте физических и стоимостных объемов производства объясняется резким ростом внутренних цен (связано с тем, что объем производства большинства видов вооружений измеряется штуками или в лучшем случае десятками штук, уровень загруженности мощностей невысок и не действует положительный эффект масштаба, и предприятия пытаются переложить эти издержки на потребителя). В результате, российской армией в 2005 году было закуплено меньше вооружений, чем планировалось изначально.

Реформирование ОПК идет медленно, до сих отсутствует четкая стратегия развития вооруженных сил, из-за чего невозможно определиться, какие виды вооружений считать приоритетными.

Тем не менее, за последнее время произошли некоторые положительные подвижки: в Минобороны формируется единая система заказа, размещения, реализации и финансирования гособоронзаказа, которая должна заработать 1 января 2007 года, в течение 2005 года государство достаточно активно проводило консолидацию активов в авиастроении, развивалась система экспорта запчастей и послепродажного обслуживания. В конце 2005 года президент В. Путин заявил о том, что необходимо субсидировать часть процентных ставок по кредитам банков для экспортеров вооружений. В ближайшие несколько лет государственная поддержка будет оказываться, прежде всего, авиационно-космической промышленности. Также будут поддерживаться силы стратегического сдерживания и, следовательно, производство соответствующих видов вооружения.

В 2006 году произойдет дальнейший рост государственного оборонного заказа: госзаказ Минобороны вырастет  на 29,7% до 236 млрд. руб. (8,1 млрд. US $). При этом планируется начать осуществление крупных серийных закупок вооружений и военной техники, на эти цели будет израсходовано более половины от общей суммы гособоронзаказа. Причем для ВВС и ПВО финансирование серийных закупок увеличится вдвое. Вооруженные Силы в 2006 году должны получить 6 межконтинентальных баллистических ракет, 6 космических аппаратов и 12 ракетоносителей, 31 танк Т-90 (комплект для одного полного батальона), 125 бронетранспортеров (комплект для четырех батальонов), 9 самолетов, в том числе стратегический бомбардировщик Ту-160, 8 вертолетов. Кроме того, запланирован ремонт с модернизацией еще 139 танков, 125 артиллерийских систем, 104 самолетов, 52 вертолетов.

Объем экспорта в 2006 году планируется на уровне 5,5 млрд. US $, возможно, он будет и выше, т.к. планируется подписание ряда новых контрактов, в частности, контракта с Алжиром объемом        4 млрд. US $.

Но, несмотря на появление более менее определенных планов Правительства в отношении госзаказа, развитие ОПК по-прежнему будут тормозить такие факторы, как сопротивление реформам со стороны директоров оборонных предприятий и армейских чинов, отсутствие системы гражданского контроля за расходованием средств, предназначенных на закупку вооружений.

В целом в 2006 году можно ожидать прироста физических объемов производства в секторе на 4,5-5,0% при сохранении сложного финансового положения большинства предприятий отрасли и возможного снижения рентабельности из-за опережающего роста себестоимости производства большинства вооружений и существенных задержек оплаты произведенной продукции со стороны оборонных ведомств. Кроме того, продолжается усиление конкуренции российского ОПК с зарубежными производителями.

                                                                                                             Приложение 2