Среди электрических машин и электрооборудования наиболее активно росли объемы производства генераторов к турбинам, силовых трансформаторов и силовых преобразователей. Можно ожидать, что спрос на подобную продукцию со стороны электроэнергетиков в ближайшие годы будет устойчиво расти.
В 2006 году рост производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования по сравнению с 2005 годом, скорее всего, составит около 10%.
Увеличение производства транспортных средств и оборудования в 2005г. по сравнению с 2004г. составило 6,7%, при этом производство легковых автомобилей снизилось на 3,8%, что было обусловлено несколькими факторами: ожиданием введения в апреле 2006 года в России запрета на производство и импорт автомобилей, не соответствующих европейскому экологическому стандарту «Евро-2», снижением конкурентоспособности старых российских моделей из-за сокращения разницы в ценах между российскими машинами и недорогими иномарками.
Введение временного снижения пошлин на импортные автокомпоненты в 2005 году привело к буму проектов сборки иномарок в России. Сняв с производства старые советские модели и начав переоснащаться под сборку иномарок, многие заводы не успели наладить новое производство в полном объеме, рост же выпуска «российских иномарок» на запущенных ранее сборочных производствах не смог компенсировать это падение.
В 2006 году можно ожидать роста производства легковых автомобилей в России на 9% по сравнению с 2005 годом за счет увеличения объемов сборки иномарок, а также роста производства автобусов на 3%, грузовиков – на 5%.
В начале 2006 года Роспром выдвинул идею создания под контролем государства автохолдинга, куда бы вошли «АвтоВаз», КАМАЗ и ГАЗ. Также было принято решение сделать постоянными низкие (в отдельных случаях – нулевые) пошлины на автокомпоненты. Таким образом, правительство поощряет дальнейший рост сборки иностранных автомобилей при сохранении ядра национальных производителей.
В железнодорожном машиностроении наблюдался бурный рост производства тепловозов (магистральных – на 40,6%, маневренных и промышленных – на 77,6%) благодаря спросу со стороны РАО РЖД, столкнувшегося с нехваткой локомотивов, и электровозов (на 94,%), тогда как производство вагонов, спрос на которые уже более-менее насыщен, несколько сократилось (грузовых – на 1,4%, пассажирских – на 1,3%). В 2006 году можно ожидать сохранения тех же тенденций.
Сложная ситуация наблюдается в авиастроении. Государство стремится консолидировать активы в этой области посредством создания Объединенной авиастроительной компании (ОАК). Т.к. ресурсы, которые государство готово направить на поддержку авиастроения, а также потенциальный спрос ограничены, правительство считает, что в каждом классе необходимо поддержать лишь один проект, в настоящее же время во многих сегментах реализуются параллельные проекты, и правительство никак не может окончательно определиться, кого же предпочесть. В результате, реализация всех проектов идет медленно, в то время как нарастает давление со стороны иностранных конкурентов. В сегменте дальнемагистральных самолетов Россия полностью отказалась от амбиций. В сегменте ближнемагистральных самолетов правительство склоняется к поддержке проекта RRJ, хотя он является наименее проработанным.
Скорее всего, темпы прироста производства транспортных средств и оборудования в 2006г. несколько ускорятся по сравнению с 2005 годом (до 8%), прежде всего, в связи с улучшением ситуации в легковом автомобилестроении и судостроении.
Химия и нефтехимия
В химии и нефтехимии в целом в 2005 году наблюдался рост производства на 2,9% к уровню предыдущего года. Производство основных химических веществ выросло на 1,4%, красок и лаков – на 5,9%, моющих веществ – на 19,2%. Производство искусственных и синтетических волокон сократилось на 17,8%, фармацевтической продукции – на 4,4%, пестицидов и прочих агрохимических продуктов – на 1,7%.
Производство резиновых и пластмассовых изделий в 2005 году увеличилось на 5,5% по сравнению с 2004 годом. Производство шин для легковых автомобилей в 2005 году выросло по сравнению с 2004 годом на 8,5%, что связано с ростом внутреннего спроса по мере увеличения автомобильного парка. При этом, производство шин для грузовых автомобилей сократилось на 0,5%, шин для сельхозтехники – на 1,7%. Снижение выпуска этих видов шин связано с процессом реорганизации этих видов производств, тогда как основной этап модернизации и введения новых мощностей для производства легковых шин уже завершился.
Выпуск пластмассовых изделий в 2005 году увеличился на 10,2%. Наиболее высокими темпами росло производство поливинилхлоридных пластикатов (прирост 34,5%), стеклопластиков и изделий из них (на 45,1%) и полимерных пленок (на 26,1%). В 2006 году рост в этом секторе продолжится.
В 2006г. ожидается:
§ что производство резиновых и пластмассовых изделий увеличится на 6,2%;
§ рост выпуска шин для легковых автомобилей составит 9-10%, шин для грузовых автомобилей - 2-3%, шин для сельскохозяйственной техники - 3%;
§ дальнейшее увеличение объемов выпускаемой продукции в среднем на 4-5% по отрасли, чему будет способствовать запуск целой серии новых производств (например, ряд проектов в сфере нефтехимии реализуется в Татарстане), при этом выпуск каустической соды, скорее всего, вырастет на 1,5%, синтетических смол и пластических масс - на 6%, в то время как выпуск химических волокон и нитей сократится на 4-5%.
Химическая промышленность (производство минеральных удобрений)
В 2006 году прогнозируется продолжение роста промышленности минеральных удобрений. Данная отрасль характеризуется глубокой экспортной специализацией – около 85% совокупного выпуска минеральных удобрений поставляется на внешние рынки.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.