Следует отметить, что более высоким темпам роста грузооборота препятствовало наличие «узких мест», прежде всего, недостаточно развитая инфраструктура.
Пассажирооборот транспорта общего пользования, по оценке, в 2005 г. составил 395 млрд. пасс-км или 95% к уровню 2004 г. На железнодорожном и воздушном транспорте наблюдался рост пассажирооборота, что связано с ростом доходов населения. При этом снизились убытки от пассажирских перевозок по железной дороге.
Снижение пассажирооборота произошло в основном на городском пассажирском транспорте (на трамвайном, троллейбусном и автобусном транспорте). Причинами снижения объемов перевозок на муниципальном транспорте в основном явились сокращение количества поездок льготных категорий граждан, уточнение транспортной подвижности льготных категорий пассажиров в результате введения единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), сокращение парка трамваев, троллейбусов, автобусов большой и особо большой вместимости государственных и муниципальных предприятий. Вместе с тем, городской пассажирский транспорт стал менее убыточным, а в ряде регионов - прибыльным.
В 2006 году объемы грузооборота продолжат увеличиваться (в целом примерно на 5%) – на всех видах транспорта, кроме внутреннего водного. В конце 2005 года был принят закон о международном реестре судов, в соответствии с которым вводится особый налоговый режим, предусматривающий уплату лишь регистрационного сбора и ежегодного потоннажного сбора, отменяются ввозные таможенные пошлины и устанавливается нулевая ставка налога на добавленную стоимость для судов, регистрируемых в Российском международном реестре. Это должно способствовать возвращению судов под российский флаг из офшорных юрисдикций, и, соответственно, привести к росту объемов грузооборота морского транспорта. Объемы грузооборота трубопроводного транспорта будут продолжать расти медленными темпами, т.к. по прогнозам добыча нефти и газа будет расти низкими темпами, проекты ВСТО и СЕГ в 2006 году не будут завершены. Будет расти объем переработки в морских портах, чему будет способствовать расширение их мощностей (например, ввод нового крупного угольного терминала в Усть-Луге). Будут расти и объемы пассажирских перевозок.
Торговля и общественное питание
В последние годы показатели оборота розничной торговли и оборота общественного питания демонстрируют устойчивый рост, ожидается, что положительная динамика сохранится и в 2006 году. Основная причина наращивания оборота торговли и общественного питания – продолжение роста реальных денежных доходов населения и улучшение качества жизни. Очевидно, что на сегодняшний день центрами развития розничного торгового бизнеса (торговых розничных сетей) и ресторанного бизнеса являются крупные города - из-за более высокого показателя денежных доходов на душу населения, а также большего количества иностранных туристов.
Самым динамично развивающимся рынком являются розничные сети, именно этот сегмент, доля которого в совокупном обороте розничной торговли составляет примерно 4,7%, характеризует наиболее острая конкурентная борьба и крупные слияния и поглощения.
В настоящее время в отрасли активно протекают процессы консолидации бизнеса. Основные используемые схемы: открытие собственных магазинов, продажа франшиз, поглощение менее крупных сетей и самостоятельных магазинов (отмечается как наиболее эффективная). Самыми крупными сделками 2004 года были присоединение «Седьмым Континентом» торговой сети «Петровский», а также приобретение компанией «Перекресток» регионального торговой сети «365». В 2005 году «Пятерочка» приобрела сеть «Народная копейка всегда» в Санкт-Петербурге, а также франчайзи московской «Копейки» - компанию «Сеть розничной торговли».
Также некоторые российские ретейлеры начали выходить на зарубежные рынки, так на Украине и в Казахстане появились магазины «Патэрсон» и «Пятерочка», а «Перекресток» приобрел крупнейшую киевскую розничную сеть Spar. Ожидается, что в среднесрочной перспективе данные тенденции сохранятся, и количество игроков рынка будет минимизировано. В структуре оборота среди торгующих организаций будет расти доля крупных и средних, а доля субъектов малого предпринимательства снижаться. Соответственно, при вполне позитивных ожиданиях по динамике развития отрасли в целом, ситуация для мелких и средних предприятий торговли в 2006г. существенно ухудшится из-за конкурентных преимуществ крупных розничных сетей и изменения поведения населения в части осуществления покупок потребительских товаров.
Таким образом, в 2006 году оборот розничной торговли будет по-прежнему демонстрировать высокие показатели роста (около 8-10%), при этом крупные сети будут демонстрировать более высокие показатели роста, а по мелким предприятиям, напротив, увеличится частота банкротств.
Оборот общественного питания, принимая во внимание наличие характерных черт восстановительного роста, увеличится примерно на 10%.
Оптовая торговля
Известно, что определяющим фактором функционирования розничной торговли являются их взаимоотношения с предприятиями оптовой торговли, так как они полностью зависят от предлагаемых «оптовиками» ценовых параметров. В свою очередь, оптовые торговые компании в значительной степени зависят от объема спроса, опосредованного розничными продавцами в различных сегментах розничного рынка, предъявляемого конечными потребителями. Также стоит отметить, что темпы роста оборота розничной и оптовой торговли вполне сопоставимы. Таким образом, величина оборота оптовой торговли определяется практически теми же факторами, что и розничной, и в 2006 году может увеличиться на 12 – 13%.
Финансово-посредническая деятельность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.