Результативная деятельность патологоанатомов требует дальнейшего совершенствования службы в вопросах единообразия трактовок обнаруживаемых морфологических изменений как на биопсийном, так и на секционном материале, единого понимания диагностических терминов и унифицированных принципов регистрации патологических процессов, состояний и нозологических форм как клиницистами, так и патологоанатомами.
Этот важный для современного этапа развития медицины подход к вопросам диагностики заболеваний основывается на точном выполнении инструкций Министерства здравоохранения СССР, методических указаний Всесоюзного научно-методического Центра патологоанатомической службы, рекомендацией Всемирной Организации Здравоохранения. Одновременно необходимо широкое и всестороннее обсуждение спорных проблем на научных конференциях, пленумах съездах ^Всесоюзного научного общества патологоанатомов, на научных конференциях республиканских, областных, краевых, городских научных обществ патологоанатомов с освещением этих вопросов в журнале «Архив патологии» и в других печатных изданиях.
В решении указанных задач также большое значение имеют единые принципы патологоанатомической диагностики и оформления патологоанатомического диагноза.
Цель настоящего пособия ознакомить читателей со сводкой имеющихся материалов и с опытом работы в этом направлении кафедры патологической анатомии ЦОЛИУ врачей.
ОБЩИЕ ДАННЫЕ О ПАТОЛОГОАНАТОМИЧЕСКОИ ДИАГНОСТИКЕ
В связи с успешным развитием теоретической и практической медицины большую актуальность приобретает совершенствование теории диагноза. Особое значение имеют общие принципы патологоанатомической диагностики, формулировки и структуры патологоанатомического диагноза как заключительного этапа процесса познания болезни, патологического процесса или состояния (И. В. Давыдовский, 1928, 1962; Г. В. Шор, 1935; С. С. Вайль, 1935, 1970; А. И. Абрикосов, 1937; М. К. Даль, 1949; А. И. Струков и соавт., 1967; Г. Г. Автандилов, 1971; С. А. Гиляровский и К. Е. Тарасов, 1973; А. В. Смольянников, 1972; А. М. Лифшиц и М. Ю. Ахмеджанов, 1976 и др.)
Диагноз (распознавание) - это процесс познания сущности патологических изменений, состояний, болезней. Как любой процесс познания диагностирование нозологической единицы на основании данных морфологического исследования включает в себя несколько последовательных этапов, базирующихся на положениях ленинской теории отражения объективной реальности.
Классическая ленинская формула, гласящая: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности» является основополагающей в развитии теории диагноза. «Познание,- пишет В. И. Ленин,- есть отражение человеком природы. Но это не простое, не непосредственное, не цельное отражение, а процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий, законов, каковые понятия, законы... охватывают условно, приблизительно универсальную закономерность вечно движущейся природы»2, «...абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее»,- писал В. И. Ленин 3.
При изучении болезней оценивается и анализируется большой комплекс патологических изменений, представляющих собой по существу весьма сложные многокомпонентные
синдромы, в которых устойчивость сочетается с большими возможностями адаптации и изменениями внутренней среды организма, системы с наличием большого количества взаимосвязанных процессов, имеющих различную иерархическую подчиненность и интегрирующихся на разных морфофункциональных уровнях. На эти системы постоянно влияют изменяющиеся внешние воздействия (Г. Г. Автандилов, 1975). Кроме того, следует также иметь в виду, что изучение патологических изменений обязательно предполагает наличие субъекта (врача-патологоанатома) и объекта исследования (биопсийный и секционный материал), а также раздвоение единого процесса на уже познанное, т. е. известное врачу и пока не познанное (не известное).
Патологоанатомическая диагностика по секционному и биопсийному материалу включает те же этапы. Ознакомление с данными клиники, лабораторно-инструментальных исследований и результаты макро- и микроскопического морфологического исследования являются основой второго абстрактного этапа диагностики, когда патологоанатом, исходя из собственного опыта, анализирует и сопоставляет данные наблюдений, проводит дифференциальную диагностику и формирует диагноз. Третий этап - проверка абстрактного диагноза на практике.
При патологоанатомической диагностике врач имеет дело как с однопричинными страданиями (травма, отравления, инфекционные, профессиональные заболевания и др.), так и с болезнями, которые связаны с множеством длительно действующих в различных комбинациях факторов и условий. Форма причинной связи, при которой изучаемое состояние системы однозначно обусловливает, детерминирует возможные последующие состояния, отличается от так называемой вероятностной связи, представляющей собой более широкую форму причинности (П. Н.Веселкин, 1906; В. Г. Иванов, 1974; В. С. Вишаренко, 1975 и др.). Возможны и промежуточные соотношения - почти детерминированные. При вероятностной форме причинности все последующие состояния определяются не однозначно, как в детерминированной, а с определенной долей вероятности, которые модифицируются изменяющимися условиями. В причинность включается теперь вероятность , являющаяся мерой превращения (возможности в действительность. Закон причинности отражает то, что необходимость включает в себя случайность, выступающую как форма проявления и дополнения необходимости».
Патогенез любого заболевания хотя и развивается в соответствии с эволюционно обусловленными детерминациями, однако отдельные звенья процесса в различных условиях могут варьировать на основе вероятностных взаимодействий. Трудно представить, что причинно-следственные отношения при развитии длительно текущих заболеваний могут возникать однообразно и быть жестко связанными на протяжении большого периода, а иногда и всей жизни человека, на фоне развивающихся возрастных и старческих, структурно-функциональных изменений организма.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.